|
А.Комаров
Монументальное искусство (сущность и терминология) |
статьи/обзоры |
Таким образом, существительное "монументальность", исходя из логики построения языка, следует понимать как - напоминание,
называние, внушение, воодушевление /.../ обращение внимания, указывание, поучение и т.д. В искусстве термин "монументальность" понимается
как "форма выражения /.../ общественно-значительного содержания (14,с.252) /.../ "свойство художественного образа, родственное эстетической
категории возвышенного; общественно-значимое содержание, выраженное в величественной пластической форме, проникнутой героико-эпическим началом
и пафосом утверждения положительного идеала (5т.10,с.532). И все это, очевидно, с целью - напомнить, назвать..., обратить внимание с целью
поучения..., чтобы знали, помнили, учились, гордились... Казалось бы, если существительное ведет свое этимологическое начало от того же
глагола, что и прилагательное, то и последнее следует понимать как понятие родственное, т.е. монументальное - напоминающее, называющее,
внушающее ..., указывающее, поучающее, вдохновляющее... Таковой, казалось бы, следует считать и "сферу" этих произведений - монументальное
искусство. Но, нет! По новейшим изысканиям теории в области этого искусства нам рекомендуют не отождествлять понятие "монументальность" с
понятием "монументальное", т.к. "монументальность"- это свойство художественного образа, а "монументальное"- это "обозначение
принадлежности произведения к монументальному искусству" (5т.16,с.532).
Очевидно, это надо понимать так: если "монументальность" и есть в художественных образах произведения, то она не является
определяющим признаком, коренным качеством "монументального", не ее наличие в произведении позволяет ему быть произведением монументального
искусства. По мнению этих теоретиков есть более существенный - это "признак принадлежности данного произведения к определенной области
пластических искусств, связанной с формированием архитектурно-пространственной среды" (15.с.8). Вот он-то позволяет им "обозначить" произведение,
принадлежащим к монументальному искусству. И, если мы это принимаем, то далее нам советуют "...четко различать два внешне сходных, но
разных понятия: произведение монументального искусства" (признак принадлежности) и "монументальность произведения искусства"
("особое качество его образно-художественного строя") (15.с.8). А если мы согласны и с этим "четким различием", согласны считать любое
произведение, связанное с формированием архитектурно-пространственной среды, произведением монументального искусства, то здесь уже "рукой
подать" до - "самым общим признаком для всех отраслей пластических искусств, объединяемых названием "монументальное искусство..."
и т.д. (15,с.7).
Таким образом, целенаправленное, "волевое" сведение двух ведущих начало от одного корня понятий - "монументальность" и
"монументальное", к их лишь внешнему сходству, позволило их вначале "четко разъединить", а затем, изъять"мо-нументальность" как коренной
признак из монументального искусства. И далее причислить к этому искусству "широкий круг произведений", правда, "физически связанных с
определенным архитектурным вооружением...", но... А там уже "выйдя на оперативный простор", свободно говорить о монументальном искусстве
как о сфере, в которой, если идти по такой "логике" далее, может вообще не быть ни одного монументального произведения, а только "обладающие
признаком принадлежности к определенной области пластических искусств.
Дело здесь, естественно, не в борьбе за сохранение понимания этимологического корня, заложенного в понятие "монументальное".
Мы знаем примеры, когда суть современного поня-тия о предмете прямо противоположна этимологическому корню слова. Дело не в этимологии, а в том,
- живем ли мы во время, когда нечто подобное происходит и с понятием "монументальное искусство". Может, уже сама жизнь подсказала, что понятие
об этом искусстве, приведенное во втором издании БСЭ, устарело для нашего времени и его давно пора уже сформулировать заново, вложить в него
современное наше понимание сути этого искусства? Может быть действительно "в искусстве последних десятилетий происходят важные процессы,
свидетельствующие о том, что на наших глазах изменяется смысл и содержание самого характера монументальности в искусстве?"
(16.с. 217).
|
|