секция художников
         монументально - декоративного искусства
    московского союза художниковRambler's Top100
Виртуальная галерея


Секция художников
монументально-
декоративного
искусства
Товарищество
живописцев
Ассоциация
художников
графических искусств
Объединение
московских
скульпторов
Гильдия
художественного
проектирования
Ассоциация
художников театра,
кино и телевидения
Ассоциация
художников
декоративных искусств
Товарищество
плакатистов
Секция критики и
искусствоведения

ПЛАН ВЫСТАВОК
СХ МДИ МСХ

Сегодня

ЦЕРКОВНОЕ
ИСКУССТВО

Икона дня

СТАТЬИ/ОБЗОРЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 

АРТ ФОРУМ

Московские живописцы

Музеи России

Ассоциация искусствоведов(АИС)

Rambler's Top100

Находится в каталоге Апорт

 
Яndex
 
 
 

ИСКУССТВО в
АРХИТЕКТУРЕ

   • Роспись
   • Мозаика
   • Витражи
   • Маркетри
и интарсия
   • Сграффито
   • Гобелен
   • Металл
   • Керамика
   • Объемные
композиции
   • Инсталляции
   • Арт-объекты
   • Монументы






Недвижимость на Черноморском побережье Болгарии
 
               А.Комаров
Монументальное искусство
   (сущность и терминология)
статьи/обзоры





Стр.:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15



Таким образом, существительное "монументальность", исходя из логики построения языка, следует понимать как - напоминание, называние, внушение, воодушевление /.../ обращение внимания, указывание, поучение и т.д. В искусстве термин "монументальность" понимается как "форма выражения /.../ общественно-значительного содержания (14,с.252) /.../ "свойство художественного образа, родственное эстетической категории возвышенного; общественно-значимое содержание, выраженное в величественной пластической форме, проникнутой героико-эпическим началом и пафосом утверждения положительного идеала (5т.10,с.532). И все это, очевидно, с целью - напомнить, назвать..., обратить внимание с целью поучения..., чтобы знали, помнили, учились, гордились... Казалось бы, если существительное ведет свое этимологическое начало от того же глагола, что и прилагательное, то и последнее следует понимать как понятие родственное, т.е. монументальное - напоминающее, называющее, внушающее ..., указывающее, поучающее, вдохновляющее... Таковой, казалось бы, следует считать и "сферу" этих произведений - монументальное искусство. Но, нет! По новейшим изысканиям теории в области этого искусства нам рекомендуют не отождествлять понятие "монументальность" с понятием "монументальное", т.к. "монументальность"- это свойство художественного образа, а "монументальное"- это "обозначение принадлежности произведения к монументальному искусству" (5т.16,с.532).
Очевидно, это надо понимать так: если "монументальность" и есть в художественных образах произведения, то она не является определяющим признаком, коренным качеством "монументального", не ее наличие в произведении позволяет ему быть произведением монументального искусства. По мнению этих теоретиков есть более существенный - это "признак принадлежности данного произведения к определенной области пластических искусств, связанной с формированием архитектурно-пространственной среды" (15.с.8). Вот он-то позволяет им "обозначить" произведение, принадлежащим к монументальному искусству. И, если мы это принимаем, то далее нам советуют "...четко различать два внешне сходных, но разных понятия: произведение монументального искусства" (признак принадлежности) и "монументальность произведения искусства" ("особое качество его образно-художественного строя") (15.с.8). А если мы согласны и с этим "четким различием", согласны считать любое произведение, связанное с формированием архитектурно-пространственной среды, произведением монументального искусства, то здесь уже "рукой подать" до - "самым общим признаком для всех отраслей пластических искусств, объединяемых названием "монументальное искусство..." и т.д. (15,с.7).
Таким образом, целенаправленное, "волевое" сведение двух ведущих начало от одного корня понятий - "монументальность" и "монументальное", к их лишь внешнему сходству, позволило их вначале "четко разъединить", а затем, изъять"мо-нументальность" как коренной признак из монументального искусства. И далее причислить к этому искусству "широкий круг произведений", правда, "физически связанных с определенным архитектурным вооружением...", но... А там уже "выйдя на оперативный простор", свободно говорить о монументальном искусстве как о сфере, в которой, если идти по такой "логике" далее, может вообще не быть ни одного монументального произведения, а только "обладающие признаком принадлежности к определенной области пластических искусств.
Дело здесь, естественно, не в борьбе за сохранение понимания этимологического корня, заложенного в понятие "монументальное". Мы знаем примеры, когда суть современного поня-тия о предмете прямо противоположна этимологическому корню слова. Дело не в этимологии, а в том, - живем ли мы во время, когда нечто подобное происходит и с понятием "монументальное искусство". Может, уже сама жизнь подсказала, что понятие об этом искусстве, приведенное во втором издании БСЭ, устарело для нашего времени и его давно пора уже сформулировать заново, вложить в него современное наше понимание сути этого искусства? Может быть действительно "в искусстве последних десятилетий происходят важные процессы, свидетельствующие о том, что на наших глазах изменяется смысл и содержание самого характера монументальности в искусстве?" (16.с. 217).


...Назад Далее...



Стр.:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15

 
 
   



   
 
101000, Москва, Старосадский пер., дом 5. Тел./факс: +7 (495) 625 5573
ГЛАВНАЯ | ХУДОЖНИКИ | ГОСТЕВАЯ | МУЗЕЙ | ССЫЛКИ | КОНТАКТЫ