секция художников
         монументально - декоративного искусства
    московского союза художниковRambler's Top100
Виртуальная галерея


Секция художников
монументально-
декоративного
искусства
Товарищество
живописцев
Ассоциация
художников
графических искусств
Объединение
московских
скульпторов
Гильдия
художественного
проектирования
Ассоциация
художников театра,
кино и телевидения
Ассоциация
художников
декоративных искусств
Товарищество
плакатистов
Секция критики и
искусствоведения

ПЛАН ВЫСТАВОК
СХ МДИ МСХ

Сегодня

ЦЕРКОВНОЕ
ИСКУССТВО

Икона дня

СТАТЬИ/ОБЗОРЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 

АРТ ФОРУМ

Московские живописцы

Музеи России

Ассоциация искусствоведов(АИС)

Rambler's Top100

Находится в каталоге Апорт

 
Яndex
 
 
 

ИСКУССТВО в
АРХИТЕКТУРЕ

   • Роспись
   • Мозаика
   • Витражи
   • Маркетри
и интарсия
   • Сграффито
   • Гобелен
   • Металл
   • Керамика
   • Объемные
композиции
   • Инсталляции
   • Арт-объекты
   • Монументы






Недвижимость на Черноморском побережье Болгарии
 
               А.Комаров
Монументальное искусство
   (сущность и терминология)
статьи/обзоры





Стр.:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15



/.../ А его главная цель состоит "в художественном Формировании постоянной среды обитания человека, которая призвана оставаться неизменной, утверждая и пропагандируя господствующие идеи своего времени" (16,с.205,209,210).*

* Три последние цитаты приведены мною из работ известного советского искусствоведа В.П.Толстого.И далее по тексту мною будут приводиться выдержки из его теоретических произведений,в которых он наиболее полно и глубоко дал свое толкование специфики монументального искусства. Надо сказать, что никто из отечественных искусствоведов не занимается проблемами теории этого искусства столь широко и основательно как В.П.Толстой. Вот почему и только поэтому, его четко выраженная концепция, именно его работы оказались объектами моего анализа и критики.
Хочу отметить, что В.П.Толстой первым среди советских искусствоведов серьезно занялся теоретическими проблемами монументального искусства и уже в своей книге "Советская монументальная живопись", вышедшей из печати в 1958 году, дал совершенно верное и глубокое, на мой взгляд, определение сути монументальной живописи (14,с.5,252), которое с полным основанием можно отнести к монументальному искусству в целом. В дальнейшем, в 70-80-е годы он опубликовал несколько теоретических работ, в которых содержажись разработки целого ряда фундаментальных положений этого искусства, нашедших столь глубокую проработку в советском искусствознании впервые.
Однако, к моему великому сожалению, я не могу согласиться с В.П.Толстым, которого уважаю как ученого. Работы его меня не оставляют равнодушным, побуждают о многих теоретических проблемах монументального искусства задуматься. Но я не могу согласиться с ним в главном - с толкованием им в своих работах последних двух десятилетий кардинального вопроса - что такое монументальное искусство, а отсюда уже и с целым рядом производных от него.

Как хорошо видно из приведенных цитат, точки зрения на суть (сущность) монументального искусства, его места и роди в жизни общества сильно рознятся, если не сказать, что они прямо противоположны (полярны).
В первые же месяцы после Октябрьской революции вопрос о монументальном искусстве, о его задачах встал во весь рост перед молодым социалистическим государством. Это нашло свое отражение в упомятутом мною в начале статьи декрете СНК от 12 апраш 1918 года, принятого на иснове плана "монументальной пропаганды".
Этот декрет дает совершенно ясное представление о том, что В.И.Ленин понимал под "монументальной пропагандой", и какое искусство, в первую очередь, должно было найти место в наших городах. Он не говорил о произведениях, "создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными качествами"..., а четко - "о снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг..." и об установке десятков памятников - предшественникам социализма /.../ его теоретикам и борцам, а также тем светочам философской мысли, науки, искусства /.../, которые хотя и не имели прямого отношения к Социализму, но являлись подлинными героями культуры" (1,c.99; 2,c.89-9O; 3,c.306).
В.И.Ленин, выдвигая свой план, исходил из задачи двинуть вперед искусство, как агитационное средство.
А какое огромное значение он этому плану придавал, какой огромный потенциал видел заложенным в произведениях, которые должны были быть сооружены по нему, можно судить по тому, что план был выдвинут им буквально через полгода после свершения революции, а идея этого плана по его словам "давно перед ним носилась".
Что же случилось за эти десятилетия со взглядами на самую суть монументального искусства? Что это? Искусство ли произведений, которое "возникает из необходимости пропаганды и популяризации... значительных и общественных идей...", или это "широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды...?", которые играют в архитектуре роль аккомпанемента, декоративно организуют поверхность стен, перекрытий, фасадов..." Для уяснения вопроса, видимо, целесообразно обратиться к истокам понятия - "монументальное".
Термин "монументальное", "монументальность" происходит от латинского глагола "monere", имеющего многогранное значение - "напоминать, называть, внушать, воодушевлять, предвещать ... (I5,c.7)* "...обращать внимание, указывать, поучать, учить..." (7,с.646).

* 3аметьте, здесь сказано - термин "монументальное", "монументальность, т.е. речь идет об одном термине, а не о двух, хотя бы даже родственных; не говоря уж о их понятийной нетождественности, о разности их понятийной сущности.



...Назад Далее...



Стр.:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15

 
 
   



   
 
101000, Москва, Старосадский пер., дом 5. Тел./факс: +7 (495) 625 5573
ГЛАВНАЯ | ХУДОЖНИКИ | ГОСТЕВАЯ | МУЗЕЙ | ССЫЛКИ | КОНТАКТЫ