|
А.Комаров
Монументальное искусство (сущность и терминология) |
статьи/обзоры |
Об этом же свидетельствуют и ответы на вопросы журнала "Декоративное искусство СССР", выдержки из которых мы приводили
несколько выше, и статьи в сборниках "Советское монументальное искусство" и "Советское искусствознание". Все вышеназанные публикации 70-х
и, особенно, 80-х годов подтверждают мысль о том, что эти дискуссии не получили завершения, что вам вопрос все еще не имеет однозначного,
четкого и ясного толкования. И это с одной стороны.
С другой, это говорит о незатухающем интересе к нему со стороны широкой общественности и художников-практиков, что в
толковании его еще много недоработок, что теоретическая мысль искусствоведов не довела этот вопрос до ясности. Более того, создается
впечатление, что некоторые наши ведущие в этой области теоретики запутали его окончательно, а основополагающие их разработки этого вопроса,
формулировки понятия, выводы и рекомендации до сих пор не получили полного и всеобщего признания, вызывают недоумение, оспариваются.
Следовательно, вопрос о том, что такое монументальное искусство не только не нов, но и не так прост, как это кажется на первый взгляд. Он
относится к той категории проблем изобразительного искусства, к которым мысль теоретиков и практиков периодически возвращается, стремясь
с позиций своего времени еще paз осмыслить сущность этого искусства, уточнить его терминологию.
* Здесь, видимо, целесообразно заметить, что понятия "монументальность" и "монументальное искусство" более четко стали
осознаваться и впервые получили свое осмысление только на рубеже XIX-XX вв. в области изобразительных искусств, взаимосвязаные с архитектурой
и в области самой архитектуры. В это время поиски "своего" большого стиля вывели архитекторов и художников на монументальные архитектурные
ансамбли античности, средних веков (в том числе и средневекового русского искусства) и на отдельные сооружения более позднего времени,
которые несли в своих художественных образах основополагающие философские и мировоззренческие идеи этих эпох.
Так что же это такое - "монументальное искусство", какое искусство сегодня мы можем назвать - "монументальное"?
В Большой Советской Энциклопедии (издание 2-е) читаем: "Монументальное искусство - искусство, отличающееся величием и
значительностью идейного содержания /.../ подчинено большим общественным и государственным задачам /.../, возникает из необходимости
пропаганды и популяризации в широких массах значительных и общественных идей, лежащих в основе монументальных произведений. Там, где
утрачиваются эти идеи /.../ произведения /.../ теряют качество монументальности" (4,т.28,с.263).
А вот что можно прочитать об этом же искусстве в той же БСЭ, но уже в 3-ем издании: "Монументальное искусство, род искусств
пластических; охватывает широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными
качествами, а также зрительно-архитектоническим и цветовым строем. К м.и. относятся памятники, монументы, скульптурное, живописное,
мозаичное убранство зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д. (Некоторые исследователи относят к м.и. также
произведения архитектуры (?! - А.К.) /.../ Ряд других произведений м.и. не несет высокой идейной нагрузки и обычно играет в архитектуре
роль аккомпанемента, декоративно организует поверхность стен, перекрытий, фасадов (5.т.16,с.551).* Может быть это единичное явление -
такое "современное" определение понятия "монументальное искусство", хотя и данное в БСЭ?
*/ Здесь и далее курсив в тексте - автора статьи.
Оказывается, нет. Так в солидном юбилейном издании-альбоме "Монументальное искусство СССР" читаем: "Самым общим
признаком для всех отраслей пластических искусств, объединяемых названием "монументальное искусство" является их
непосредственная, физическая связь с определенным архитектурным сору-жением или организованным пространством, их участие в Формировании
реальной среды, выражающей дух и характер эпохи" (15, с,7). В другом, более позднем: "важнейший специфический признак монументального
искусства среди других пространственных искусств" это способность его "содержательного соотношения между человеком и данным сооружением,
а в плане философском - между человечеством и средой его обитания".
|
|