секция художников
         монументально - декоративного искусства
    московского союза художниковRambler's Top100
Виртуальная галерея


Секция художников
монументально-
декоративного
искусства
Товарищество
живописцев
Ассоциация
художников
графических искусств
Объединение
московских
скульпторов
Гильдия
художественного
проектирования
Ассоциация
художников театра,
кино и телевидения
Ассоциация
художников
декоративных искусств
Товарищество
плакатистов
Секция критики и
искусствоведения

ПЛАН ВЫСТАВОК
СХ МДИ МСХ

Сегодня

ЦЕРКОВНОЕ
ИСКУССТВО

Икона дня

СТАТЬИ/ОБЗОРЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 

АРТ ФОРУМ

Московские живописцы

Музеи России

Ассоциация искусствоведов(АИС)

Rambler's Top100

Находится в каталоге Апорт

 
Яndex
 
 
 

ИСКУССТВО в
АРХИТЕКТУРЕ

   • Роспись
   • Мозаика
   • Витражи
   • Маркетри
и интарсия
   • Сграффито
   • Гобелен
   • Металл
   • Керамика
   • Объемные
композиции
   • Инсталляции
   • Арт-объекты
   • Монументы






Недвижимость на Черноморском побережье Болгарии
 
               А.Комаров
Монументальное искусство
   (сущность и терминология)
статьи/обзоры





Стр.:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15



Об этом же свидетельствуют и ответы на вопросы журнала "Декоративное искусство СССР", выдержки из которых мы приводили несколько выше, и статьи в сборниках "Советское монументальное искусство" и "Советское искусствознание". Все вышеназанные публикации 70-х и, особенно, 80-х годов подтверждают мысль о том, что эти дискуссии не получили завершения, что вам вопрос все еще не имеет однозначного, четкого и ясного толкования. И это с одной стороны.
С другой, это говорит о незатухающем интересе к нему со стороны широкой общественности и художников-практиков, что в толковании его еще много недоработок, что теоретическая мысль искусствоведов не довела этот вопрос до ясности. Более того, создается впечатление, что некоторые наши ведущие в этой области теоретики запутали его окончательно, а основополагающие их разработки этого вопроса, формулировки понятия, выводы и рекомендации до сих пор не получили полного и всеобщего признания, вызывают недоумение, оспариваются. Следовательно, вопрос о том, что такое монументальное искусство не только не нов, но и не так прост, как это кажется на первый взгляд. Он относится к той категории проблем изобразительного искусства, к которым мысль теоретиков и практиков периодически возвращается, стремясь с позиций своего времени еще paз осмыслить сущность этого искусства, уточнить его терминологию.

* Здесь, видимо, целесообразно заметить, что понятия "монументальность" и "монументальное искусство" более четко стали осознаваться и впервые получили свое осмысление только на рубеже XIX-XX вв. в области изобразительных искусств, взаимосвязаные с архитектурой и в области самой архитектуры. В это время поиски "своего" большого стиля вывели архитекторов и художников на монументальные архитектурные ансамбли античности, средних веков (в том числе и средневекового русского искусства) и на отдельные сооружения более позднего времени, которые несли в своих художественных образах основополагающие философские и мировоззренческие идеи этих эпох.

Так что же это такое - "монументальное искусство", какое искусство сегодня мы можем назвать - "монументальное"?
В Большой Советской Энциклопедии (издание 2-е) читаем: "Монументальное искусство - искусство, отличающееся величием и значительностью идейного содержания /.../ подчинено большим общественным и государственным задачам /.../, возникает из необходимости пропаганды и популяризации в широких массах значительных и общественных идей, лежащих в основе монументальных произведений. Там, где утрачиваются эти идеи /.../ произведения /.../ теряют качество монументальности" (4,т.28,с.263).
А вот что можно прочитать об этом же искусстве в той же БСЭ, но уже в 3-ем издании: "Монументальное искусство, род искусств пластических; охватывает широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными качествами, а также зрительно-архитектоническим и цветовым строем. К м.и. относятся памятники, монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д. (Некоторые исследователи относят к м.и. также произведения архитектуры (?! - А.К.) /.../ Ряд других произведений м.и. не несет высокой идейной нагрузки и обычно играет в архитектуре роль аккомпанемента, декоративно организует поверхность стен, перекрытий, фасадов (5.т.16,с.551).* Может быть это единичное явление - такое "современное" определение понятия "монументальное искусство", хотя и данное в БСЭ?

*/ Здесь и далее курсив в тексте - автора статьи.

Оказывается, нет. Так в солидном юбилейном издании-альбоме "Монументальное искусство СССР" читаем: "Самым общим признаком для всех отраслей пластических искусств, объединяемых названием "монументальное искусство" является их непосредственная, физическая связь с определенным архитектурным сору-жением или организованным пространством, их участие в Формировании реальной среды, выражающей дух и характер эпохи" (15, с,7). В другом, более позднем: "важнейший специфический признак монументального искусства среди других пространственных искусств" это способность его "содержательного соотношения между человеком и данным сооружением, а в плане философском - между человечеством и средой его обитания".


...Назад Далее...



Стр.:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15

 
 
   



   
 
101000, Москва, Старосадский пер., дом 5. Тел./факс: +7 (495) 625 5573
ГЛАВНАЯ | ХУДОЖНИКИ | ГОСТЕВАЯ | МУЗЕЙ | ССЫЛКИ | КОНТАКТЫ