|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью
идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой
доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные,
мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.
Энциклопедический словарь
Абстрактное искусство – отказ от реальных портретов, предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике.
Средства – линия, объем, цветовое пятно, фактура.
Абстракционизм - (от латинского abstractus - отвлеченный) модернистское течение, принципиально отказавшееся
от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 1910-1913 гг. в ходе расслоения
кубизма, экспрессионизма, футуризма.
Авангардизм (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм.
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского
искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя
к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на
возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций.
Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.
Акварель – краски, разводимые водой (без примеси белил). Прозрачность, сквозь которую проступает фактура основы, –
бумаги, шелка, слоновой кости. Совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства
при помощи цвета) и графики (линия, плоскость, фактура).
Английская акварель - живопись акварелью на сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель,
используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот прием акварельной техники
дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.
Акватинта (итал. acquatinta), метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической
пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком.
Акватинта (итал. acqutinta - офорт и tinto - окрашенный, тонированный) - техническая разновидность гравюры, в которой
металлическая доска протравливается через прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. В акватинте достигаются
живописные эффекты, близкие к тоновому рисунку. Широко используется в сочетании со штриховым офортом, обогащая его
тональными и фактурными оттенками. В русском искусстве применяется с конца 17 в. В 19 веке почти вытеснена литографией.
Акриловые краски - синтетические краски, которые готовятся на основе акриловой кислоты, отличаются высокой светоносностью,
водо- и термоустойчивостью, плотным сцеплением с изобразительной поверхностью.
Акционизм (от английского action art - искусство действия) - обобщающее название для ряда форм, возникших в авангардистском
искусстве 1960-х гг. (хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации). Представители акционизма
считают, что художник должен заниматься не созданием статичных форм, а организацией событий, процессов. Истоки акционизма
следует искать в деятельности футуристов, дадаистов, сюрреалистов. Движение стремится стереть грань между искусством и
действительностью.
Аллегория - (от греческого allegoria - иносказание) в искусстве, воплощение явления, а также умозрительные идеи в наглядном
образе (например, женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия).
Альфрейная живопись - орнаментальная живопись стен и потолков, в том числе под лепнину.
Альфреско (от итальянского a fresco - по сырому) - классический способ стенописи, настенная живопись по сырой известковой
штукатурке щелочеустойчивыми пигментами, разведенными водой, либо красками, имеющими в своем составе известковое связующее.
Ампир (от франц. empire, букв. — империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший
развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора
на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного
могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие
мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш.Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир
выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных
сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные
скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин ).
Аналитическое искусство - метод, разработанный и обоснованный русским художником Павлом Филоновым (1881-1941) в ряде теоретических
работ и в собственном живописном творчестве 1910-20-х годов. Отталкиваясь от принципов кубизма, Филонов считал необходимым обогатить
его ограниченный рационализмом метод принципом "органического роста" художественной формы и "сделанности" картин. В своем искусстве
Филонов шел от частного к общему, от "элементарных частиц" природного мира и живописного произведения к созданию целостной картины
мира. В 1925 году Филонов возглавил коллектив "Мастера аналитического искусства".
|
|
|
|
|
|
|
|
|