секция художников
         монументально - декоративного искусства
    московского союза художниковRambler's Top100
Виртуальная галерея


Секция художников
монументально-
декоративного
искусства
Товарищество
живописцев
Ассоциация
художников
графических искусств
Объединение
московских
скульпторов
Гильдия
художественного
проектирования
Ассоциация
художников театра,
кино и телевидения
Ассоциация
художников
декоративных искусств
Товарищество
плакатистов
Секция критики и
искусствоведения

ПЛАН ВЫСТАВОК
СХ МДИ МСХ

Сегодня

ЦЕРКОВНОЕ
ИСКУССТВО

Икона дня

СТАТЬИ/ОБЗОРЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 

АРТ ФОРУМ

Московские живописцы

Музеи России

Ассоциация искусствоведов(АИС)

Rambler's Top100

Находится в каталоге Апорт

 
Яndex
 
 
 

ИСКУССТВО в
АРХИТЕКТУРЕ

   • Роспись
   • Мозаика
   • Витражи
   • Маркетри
и интарсия
   • Сграффито
   • Гобелен
   • Металл
   • Керамика
   • Объемные
композиции
   • Инсталляции
   • Арт-объекты
   • Монументы






Недвижимость на Черноморском побережье Болгарии
 
               А.Комаров
Монументальное искусство
   (сущность и терминология)
статьи/обзоры





Стр.:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15



"Если монументальная живопись (как это было всегда) - это большая гражданская идея, это нравственная высота, психологизм, накал человеческого духа, то о этой точки зрения сегодня монументальное искусство находится, несомненно, в состоянии кризиса. Монументальное искусство вырождается сейчас в декоративное. Формальная сторона доминирует над психологической /.../ А ведь монументальное искусство - это прежде всего памятник человеку, его мировоззрению. Сегодня же /.../ смысловое выражение образа вытесняется декоративным форсажем, упоением найденным приемом /.../ Хочется надеяться, что вскоре, вероятно, появится и живопись, которую бы можно было назвать монументальной". (О.П.Филатчев.17,с.30).
"Что же касается качества (монументального искусства А.К.), то здесь /.../ серость, стилизаторство, профессионально умелое повторение распространенных приемов и мотивов /.../ Монументальное искусство начинает сбиваться на стезю оформительства и украшательства" (Б.П.Милюков.12,с.30).
"...монументальное искусство - средоточие нравственных начал народа. И все в нем: и человеческая драма, и любовь, и надежда, и искупление. И важно, чтобы оно не уклонилось со своего истинного пути и не ограничилось бы развлечением, украшением и иллюстрацией всем известных положений" (Л.Г.Полищук.13,с.12).
Как видно из приведенных высказываний, один из наиболее популярных журналов страны, освещающий вопросы монументально-декоративного и прикладных искусств далеко не случайно счел своевременным и необходимым дать на своих страницах слово художникам-монументалистам-практикам, предложив им высказаться по кардинальным вопросам монументального искусства. (Журнал опросил многих, мы привели выдержки из ответов четырех). Видимо, состояние этого искусства у нас на сегодня, его направленность и вопросы его сущности волнуют общественность. Волнуют они и журнал, т.к. новые теоретические разработки по ним и рекомендации, которые в последние годы были опубликованы в некоторых специальных "толстых" сборниках, вызывают недоумение (в частности, см.16).
Конечно, ничто не вечно, все находится в процессе диалектического развития, более того - развития прогрессивного. Развивается и монументальное искусство, т.к. изменяются идеи, идеалы и устремления исторически сменяющих друг друга общественно-экономических формаций, идеологию которых оно отражает в художественных образах, материализуя ее в своих произведениях.
Расширяется диапазон тем монументального искусства, они (темы) в настоящее время все чаще обращены к общечеловеческим ценностям, получают свое воплощение не только в изобразительных, но нередко в ассоциативно-абстрактных художественных формах. Эти формы становятся все более разнообразными и выразительными. Немалую роль здесь играет нахождение нового звучания традиционных материалов, использование в этих целях новых. Это развитие в целом обусловлено и обеспечено духовным и материальным прогрессом самой жизни, всеми аспектами человеческой деятельности.
Но и поныне, на наш взгляд, остаются неизменными глубинные корни, породившие на заре цивилизованного человечества необходимость создания произведений этого искусства. Их, этих произведений, смысловая и понятийная суть. Хотя потребность в осознании этих произведений как особого вида пластического искусства, как искусства монументального, осознание его задач и специфики, пришли значительно позже, где-то на рубеже XIX и XX веков. Но дискуссии по нему продолжаются вот уже почти сто лет. Советское искусствознание столкнулось с необходимостью ответить на него буквально в первые месяцы после Октябрьской, революции, в связи с опубликованием декрета СНК от 12 апреля 1918 г. Затем оно еще не раз возвращалось к этой теме на страницах газет, журналов, сборников и монографий. Оговаривало его на научных конференциях, семинарах, в академических лекциях, на обсуждениях выставок и т.д. Не сходит эта тема со страниц печати и в настоящее время. Для этого достаточно вспомнить широкую дискуссию по этому вопросу, открытую журналом "Творчество" в 1971 году, которая длилась на его страницах три года и в последующем была подхвачена журналами "Декоративное искусство СССР", "Искусство", "Художник", газетой "Советская культура" и другими периодическими изданиями.


...Назад Далее...



Стр.:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15

 
 
   



   
 
101000, Москва, Старосадский пер., дом 5. Тел./факс: +7 (495) 625 5573
ГЛАВНАЯ | ХУДОЖНИКИ | ГОСТЕВАЯ | МУЗЕЙ | ССЫЛКИ | КОНТАКТЫ