|
А.Комаров
Монументальное искусство (сущность и терминология) |
статьи/обзоры |
"Если монументальная живопись (как это было всегда) - это большая гражданская идея, это нравственная высота, психологизм, накал
человеческого духа, то о этой точки зрения сегодня монументальное искусство находится, несомненно, в состоянии кризиса. Монументальное искусство
вырождается сейчас в декоративное. Формальная сторона доминирует над психологической /.../ А ведь монументальное искусство - это прежде всего
памятник человеку, его мировоззрению. Сегодня же /.../ смысловое выражение образа вытесняется декоративным форсажем, упоением найденным
приемом /.../ Хочется надеяться, что вскоре, вероятно, появится и живопись, которую бы можно было назвать монументальной". (О.П.Филатчев.17,с.30).
"Что же касается качества (монументального искусства А.К.), то здесь /.../ серость, стилизаторство, профессионально умелое
повторение распространенных приемов и мотивов /.../ Монументальное искусство начинает сбиваться на стезю оформительства и украшательства"
(Б.П.Милюков.12,с.30).
"...монументальное искусство - средоточие нравственных начал народа. И все в нем: и человеческая драма, и любовь, и надежда,
и искупление. И важно, чтобы оно не уклонилось со своего истинного пути и не ограничилось бы развлечением, украшением и иллюстрацией всем
известных положений" (Л.Г.Полищук.13,с.12).
Как видно из приведенных высказываний, один из наиболее популярных журналов страны, освещающий вопросы монументально-декоративного
и прикладных искусств далеко не случайно счел своевременным и необходимым дать на своих страницах слово художникам-монументалистам-практикам,
предложив им высказаться по кардинальным вопросам монументального искусства. (Журнал опросил многих, мы привели выдержки из ответов четырех).
Видимо, состояние этого искусства у нас на сегодня, его направленность и вопросы его сущности волнуют общественность. Волнуют они и журнал,
т.к. новые теоретические разработки по ним и рекомендации, которые в последние годы были опубликованы в некоторых специальных "толстых"
сборниках, вызывают недоумение (в частности, см.16).
Конечно, ничто не вечно, все находится в процессе диалектического развития, более того - развития прогрессивного.
Развивается и монументальное искусство, т.к. изменяются идеи, идеалы и устремления исторически сменяющих друг друга общественно-экономических
формаций, идеологию которых оно отражает в художественных образах, материализуя ее в своих произведениях.
Расширяется диапазон тем монументального искусства, они (темы) в настоящее время все чаще обращены к общечеловеческим
ценностям, получают свое воплощение не только в изобразительных, но нередко в ассоциативно-абстрактных художественных формах. Эти формы
становятся все более разнообразными и выразительными. Немалую роль здесь играет нахождение нового звучания традиционных материалов,
использование в этих целях новых. Это развитие в целом обусловлено и обеспечено духовным и материальным прогрессом самой жизни, всеми
аспектами человеческой деятельности.
Но и поныне, на наш взгляд, остаются неизменными глубинные корни, породившие на заре цивилизованного человечества
необходимость создания произведений этого искусства. Их, этих произведений, смысловая и понятийная суть. Хотя потребность в осознании
этих произведений как особого вида пластического искусства, как искусства монументального, осознание его задач и специфики, пришли
значительно позже, где-то на рубеже XIX и XX веков. Но дискуссии по нему продолжаются вот уже почти сто лет. Советское искусствознание
столкнулось с необходимостью ответить на него буквально в первые месяцы после Октябрьской, революции, в связи с опубликованием декрета
СНК от 12 апреля 1918 г. Затем оно еще не раз возвращалось к этой теме на страницах газет, журналов, сборников и монографий. Оговаривало
его на научных конференциях, семинарах, в академических лекциях, на обсуждениях выставок и т.д. Не сходит эта тема со страниц печати и
в настоящее время. Для этого достаточно вспомнить широкую дискуссию по этому вопросу, открытую журналом "Творчество" в 1971 году, которая
длилась на его страницах три года и в последующем была подхвачена журналами "Декоративное искусство СССР", "Искусство", "Художник",
газетой "Советская культура" и другими периодическими изданиями.
|
|