|
А.Комаров
Монументальное искусство (сущность и терминология) |
статьи/обзоры |
Эта "сфера" охватывает действительно "широкий круг произведений, взаимосвязанных с архитектурой, художественно формирующих
среду обитания человека. Они раскрывают, конкретизируют и дополняют своими художественными образами основную идейную концепцию архитектурных
сооружений и среды. Но и декорируют, художественно обогащают их. Это делают не только монументальные и декоративные произведения, но и "просто"
декор - различного рода орнамент. Поэтому он также входит в эту "сферу". Монументальное искусство, монументальные произведения пластических
искусств входят в нее потому, что кроме монументальности обязательно обладают и декоративностью, являются в архитектурных ансамблях не только
идейно-смысловыми, но и декоративными доминантами. Декоративное искусство, его произведения и "просто" декор (все, от многофигурных тематических
композиций до различного рода орнаментов) входят в эту "сферу", т.к. декорируют архитектуру - ее объемы, формы, плоскости, художественно
обогащают и организуют ее пространство, участвуют в создании определенного эмоционального настроя.
Таким образом, монументальное и декоративное искусства, взаимосвязанные с архитектурой - это два самостоятельных и равноправных
вида пластического искусства, имеющие каждое свои цели, задачи и специфику. Они способны "выступать" произведениями как каждое в отдельности,
самостоятельно, так и в ансамбле друг с другом. Оба эти искусства составляют единую "сферу" - "монументально-декоративное искусство", с отличающей
его от всех пластических искусств чертой - органичной взаимосвязью его произведений с архитектурой, активным участием их в художественном
формировании ее ансамблей. Это его, монументально-декоративного искусства, коренной признак.
Однако, в настоящее время это искусство как "в быту", так и в печатных изданиях все чаще именуют просто монументальным (хочется
надеяться - лишь для краткости). Термин же "монументально-декоративное искусство" встречается все реже. Ныне все, что пишется или набирается
мозаикой, или выполняется в пластике на стенах, перекрытиях и других архитектурных плоскостях, вне зависимости от идейно-образного содержания -
все называют "монументальное искусство".* Создается впечатление, что искусства декора архитектуры, декоративного искусства в ней вообще не стало.
Немалый "вклад" в это внесли и изыскания теории последних лет.
* Некоторые теоретики пошли еще дальше в этом направлении, договорились до того, что ныне причисляют к монументальному искусству
не только все разновидности монументально-декоративной росписи", не только "все виды техники стенной живописи", не только "садово-парковую
скульптуру" и "скульптурный декор в архитектурном окружении", но и "все виды и формы архитектуры и синтеза искусств на театральной сцене, в кино
и на телевидении/.../, декоративные ткани для конкретного архитектурного пространства, /.../ дизайн среды, /.../, суперграфику" (16.с. 204-205)
и еще многое другое, подобное.
По существу этой, сложившейся на теоретическом "фронте" искусствоведения ситуации, прекрасно сказал известный московский
архитектор В.Кубасов: "... простите, какое все это имеет отношение к монументальному искусству? Почему мы рассматриваем работы явно декоративного
/.../ творчества в ряду произведений монументального искусства? /.../ Только потому,что они размещены в архитектуре и исполнены профессиональными
монументалистами? /.../ Однако, искусство декоративное и искусство монументальное - отнюдь не одно и то же. Подменяя одно понятие другим, мы
не проявляем, а еще более запутываем ситуащю, и без того усложненную многими проблемами (11,с.37).
И именно на такой "запутывающей" точке зрения и стоят ныне некоторые теоретики. Так, в одной из статей на эту тему написано:
"...было бы нелепым педантизмом относить к различным видам творческой деятельности, скажем, фрески Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря,
коль скоро в одних своих частях они содержат серьезные богословские сюжеты, а в других художник просто изобразил декоративные полотенца".
И далее, видимо, боясь прослыть "нелепым педантом" - "... деление искусств, формирующих среду, по степени монументальности (?-А.К.) и
значительности содержания не может нас удовлетворить еще и потому,
|
|