секция художников
         монументально - декоративного искусства
    московского союза художниковRambler's Top100
Виртуальная галерея


Секция художников
монументально-
декоративного
искусства
Товарищество
живописцев
Ассоциация
художников
графических искусств
Объединение
московских
скульпторов
Гильдия
художественного
проектирования
Ассоциация
художников театра,
кино и телевидения
Ассоциация
художников
декоративных искусств
Товарищество
плакатистов
Секция критики и
искусствоведения

ПЛАН ВЫСТАВОК
СХ МДИ МСХ

Сегодня

ЦЕРКОВНОЕ
ИСКУССТВО

Икона дня

СТАТЬИ/ОБЗОРЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 

АРТ ФОРУМ

Московские живописцы

Музеи России

Ассоциация искусствоведов(АИС)

Rambler's Top100

Находится в каталоге Апорт

 
Яndex
 
 
 

ИСКУССТВО в
АРХИТЕКТУРЕ

   • Роспись
   • Мозаика
   • Витражи
   • Маркетри
и интарсия
   • Сграффито
   • Гобелен
   • Металл
   • Керамика
   • Объемные
композиции
   • Инсталляции
   • Арт-объекты
   • Монументы






Недвижимость на Черноморском побережье Болгарии
 
               А.Комаров
Монументальное искусство
   (сущность и терминология)
статьи/обзоры





Стр.:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15



Эта "сфера" охватывает действительно "широкий круг произведений, взаимосвязанных с архитектурой, художественно формирующих среду обитания человека. Они раскрывают, конкретизируют и дополняют своими художественными образами основную идейную концепцию архитектурных сооружений и среды. Но и декорируют, художественно обогащают их. Это делают не только монументальные и декоративные произведения, но и "просто" декор - различного рода орнамент. Поэтому он также входит в эту "сферу". Монументальное искусство, монументальные произведения пластических искусств входят в нее потому, что кроме монументальности обязательно обладают и декоративностью, являются в архитектурных ансамблях не только идейно-смысловыми, но и декоративными доминантами. Декоративное искусство, его произведения и "просто" декор (все, от многофигурных тематических композиций до различного рода орнаментов) входят в эту "сферу", т.к. декорируют архитектуру - ее объемы, формы, плоскости, художественно обогащают и организуют ее пространство, участвуют в создании определенного эмоционального настроя.
Таким образом, монументальное и декоративное искусства, взаимосвязанные с архитектурой - это два самостоятельных и равноправных вида пластического искусства, имеющие каждое свои цели, задачи и специфику. Они способны "выступать" произведениями как каждое в отдельности, самостоятельно, так и в ансамбле друг с другом. Оба эти искусства составляют единую "сферу" - "монументально-декоративное искусство", с отличающей его от всех пластических искусств чертой - органичной взаимосвязью его произведений с архитектурой, активным участием их в художественном формировании ее ансамблей. Это его, монументально-декоративного искусства, коренной признак.
Однако, в настоящее время это искусство как "в быту", так и в печатных изданиях все чаще именуют просто монументальным (хочется надеяться - лишь для краткости). Термин же "монументально-декоративное искусство" встречается все реже. Ныне все, что пишется или набирается мозаикой, или выполняется в пластике на стенах, перекрытиях и других архитектурных плоскостях, вне зависимости от идейно-образного содержания - все называют "монументальное искусство".* Создается впечатление, что искусства декора архитектуры, декоративного искусства в ней вообще не стало. Немалый "вклад" в это внесли и изыскания теории последних лет.

* Некоторые теоретики пошли еще дальше в этом направлении, договорились до того, что ныне причисляют к монументальному искусству не только все разновидности монументально-декоративной росписи", не только "все виды техники стенной живописи", не только "садово-парковую скульптуру" и "скульптурный декор в архитектурном окружении", но и "все виды и формы архитектуры и синтеза искусств на театральной сцене, в кино и на телевидении/.../, декоративные ткани для конкретного архитектурного пространства, /.../ дизайн среды, /.../, суперграфику" (16.с. 204-205) и еще многое другое, подобное.

По существу этой, сложившейся на теоретическом "фронте" искусствоведения ситуации, прекрасно сказал известный московский архитектор В.Кубасов: "... простите, какое все это имеет отношение к монументальному искусству? Почему мы рассматриваем работы явно декоративного /.../ творчества в ряду произведений монументального искусства? /.../ Только потому,что они размещены в архитектуре и исполнены профессиональными монументалистами? /.../ Однако, искусство декоративное и искусство монументальное - отнюдь не одно и то же. Подменяя одно понятие другим, мы не проявляем, а еще более запутываем ситуащю, и без того усложненную многими проблемами (11,с.37).
И именно на такой "запутывающей" точке зрения и стоят ныне некоторые теоретики. Так, в одной из статей на эту тему написано: "...было бы нелепым педантизмом относить к различным видам творческой деятельности, скажем, фрески Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря, коль скоро в одних своих частях они содержат серьезные богословские сюжеты, а в других художник просто изобразил декоративные полотенца". И далее, видимо, боясь прослыть "нелепым педантом" - "... деление искусств, формирующих среду, по степени монументальности (?-А.К.) и значительности содержания не может нас удовлетворить еще и потому,


...Назад Далее...



Стр.:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15

 
 
   



   
 
101000, Москва, Старосадский пер., дом 5. Тел./факс: +7 (495) 625 5573
ГЛАВНАЯ | ХУДОЖНИКИ | ГОСТЕВАЯ | МУЗЕЙ | ССЫЛКИ | КОНТАКТЫ