|
А.Комаров
Монументальное искусство (сущность и терминология) |
статьи/обзоры |
Такое толкование понятия "монументальное искусство" принять никак нельзя, ни как "условное", ни как "рабочее", ни как которое
"ничуть не хуже"..., т.к. оно не отражает сути искусства, которое призвано и должно определять. Колее Ml оно пыхолаидевает из понятия его самую
сердцевину, самую суть, вследствие чего, является глубоко ошибочным и неприемлемым.
Может показаться, что но вопросу о том, как называть искусство, отличительной особенностью и коренным признаком которого является
"непосредственная связь" его произведений с "определенным архитектурным сооружением" или с "реальной средой" не стоило заводить столь долгий
разговор. Может, кому-то покажется, что в конце-то концов, не все ли равно как оно называется - "монументальное" или "монументально-декоративное".
Важна его суть. Вот именно, важна суть! Именно поэ-тому хотелось бы, чтобы определение понятия этого искусства эту суть отражало. И название тоже.
Внося искусство декоративное в качестве составной части искусства монументального (да еще называя его монументально-декоративным)
мы не только путаем понятия, но и наносим вред как монументальному, искусству, так и декоративному, т.к. лишаем эти понятия четкости, а сами
искусства "границ". Более того, внося декоративные искусства в вид искусства, к коренному признак которого оно не имеет никакого отношения,
мы ставим его, тем самым "внутри" этого вида искусств в положение какого-то "второго сорте" - не "собственно" монументального искусства. Само же
"собственно" за счет внесения в него искусства декоративного теряет четкость своей специфики, непомерно разбухает. Создается возможность появления
такой "сферы монументального искусства", в которой может не быть ни одного монументального произведения, а только "обладающие признаком
принадлежности" к нему. "Сферы" весьма далекой от задач "монументальной пропаганда", пропаганды монументами.
Если же в основу определения монументального искусства, его специфики положить понятие "монументальность" как определяющий,
коренной его признак и исходить из его сути, тогда сама собой отпадает необходимость в столь многочисленных оговорках при формулировании как
самого этого понятия, так и многочисленных уточнениях и разъяснениях его специфики. Не появятся и такие определения - "кентавры" как
"монументальный декор" (I6,c.2I2), или "декоративные монументальные произведения" (16,с.33). Не надо будет при формулировании понятия
"монументальное искусство" говорить, что оно "рабочее" и "условное". И однако, на основе этой "условности" настойчиво, в течение уже более
десяти лет выстраивать свою глубоко ошибочную концепцию понимания сути этого искусства. Не надо будет кого-то предостерегать от цутаницы
терминов и понятий. И несмотря на столь великие усилия все же не добиться желаемого - широкого и безусловного признания своей позиции, как
отражающей суть дела.
Целесообразно заметить, что, если уж и браться формулировать понятие чего-либо, то следует исходить не из "самых общих", а
только из "истинно" коренных признаков, определяющих предмет. Тогда не появится ни желания, ни возможности увидеть главную цель монументального
искусства в "художественном формировании постоянной среда обитания человека", а его произведений в "убранстве зданий", в "декоративной
организации стен, перекрытий, фасадов" в роли "аккомпанемента архитектурной теме"...
Итак, если очень коротко, то:
Монументальность - это напоминаемость, памятность (память)... величественность...
Монументальное - напоминающее, памятное, величественное...
Монументальное произведение (произведение монументального искусства) - произведение напоминающее, величественное,
созданное в честь, в память, для увековечения общественно-значительного. Монументальное искусство - "сфера" монументальных произведений.*
* Монументально-декоративное искусство - "сфера" монументальных и декоративных произведений (включая сюда и "просто"
декор-орнамент и т.п.), взаимосвязанных с архитектурой, участвующих в художественном формировании среды постоянного обитания человека.
|
|