Краткий вариант 2007 года подготовлен в соавторстве с Ксенией Александровой, искусствоведом, членом Международной
ассоциации искусствоведов. Полный вариант опубликован в журнале «Альфа и Омега» (Москва, 1997. №2 (13). Иерей Николай Чернышёв, клирик храма Святого
Николая в Кленниках и преподаватель приходской иконописной школы храма, руководитель мастерской отделения иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ,
член патриаршей Искусствоведческой комиссии. Андрей Жолондзь (1957 - 2005) - реставратор-технолог настенной живописи и архитектуры, искусствовед,
культуролог.
Принципы иконопочитания неизменны со времён VII Вселенского Собора. Однако, на протяжении всей истории Церкви возникали новые вопросы,
связанные с иконописанием и иконоведением. В современной культуре есть направления, стремящиеся к церковности или претендующие на неё. Со святоотеческих
позиций необходимо различать, какие культурные явления принадлежат Церкви и служат Её целям, а какие противостоят Ей, даже если пытаются использовать внешние
формы церковного художества. Связь иконопочитания с Евхаристией Распространённый тезис: «Икона рождается из литургии, она литургична по сути и вне контекста
литургии не понятна» (Языкова И. К. Богословие иконы) - верен. Буквальный перевод слова «литургия» - общественное служение. Сердцевина православных богослужений
- литургия в её евхаристическом (благодарственном и жертвенном) понимании. Всё в Церкви связано с Евхаристией и находит в ней своё начало. Какова сущностная
связь Евхаристии и иконопочитания? В Евхаристии мы благодарим Бога, принося Ему в жертву всё, что можем, из своего «я». И принимаем Святые Дары, Источник
истинной жизни - Тело и Кровь Христовы. Происходит ли в нас Воскресение Христово, о котором говорят молитвы, произносимые причастником? Для того чтобы чаемое
воскресение нас - мёртвых без Христа - произошло, дар и подвиг Причащения должен находить выражение в даре и подвиге раскрытия нами в себе образа Божия.
Благодаря Бога и принося Ему в жертву - каждый в меру своих возможностей - свою жизнь, христиане являют иконопочитание как почитание Первообраза Бога (как и
заповедано: «честь бо образа на Первообразное восходит»), тем самым приобщаются, воссоздают, хранят Его в себе и отображают Его в мире Божием. И если в
иконопочитании христиане поклоняются Христу, то в Таинстве Евхаристии - принимают Христа как снедь. При этом важно исключить сознание натуралистичности
происходящего и выявить реальность приобщения человека Богу силой и наитием Святого Духа.
Таким образом, икона суть видимое соответствие реальности прославленного Тела Христова - Евхаристии. Это соответствие иконы основному
таинству христианства и выделяет её из всей сферы художественного творчества. Понимание Канона и следования ему В буквальном смысле «канон» - это инструмент
для проведения прямых линий, по-церковнославянски «правило». По словарю протоиерея Г Дьяченко, канон - это «правило, которое Церковь постановляет в отношении
веры и нравственности и церковного благочиния для обязательного выполнения со стороны верующих христиан». Но сегодня часто путают канон с догматом, законом,
уставом, традицией, или обычаем. Известны словосочетания: «каноны Индии, Китая, Японии», «древнеегипетский и древнегреческий каноны», «канон Средневековья»,
«канон классицизма», «канон (модулор) Корбюзье»... В отечественной искусствоведческой литературе говорят о византийском и древнерусском и других канонах.
На самом деле перечисленные понятия определяют не только художественные законы, но и устойчивые, многовековые системы соразмерностей внутри отдельно взятой
традиции. Мировые культуры чрезвычайно многообразны, но Библия говорит о единстве мира и закономерностей, по которым сотворены и развиваются и мир, и
человеческое общество, и культура.
Понятия «канон» и «традиция» не тождественны, канон включает в себя различные традиции. Можно определять обычаи, правила, стили,
традиции, уставы, можно формулировать сущность и свойства каждого. Однако понятие канона в широком смысле является наиболее всеобъемлющим определением
объективных истин благоустроения Божьего мира. Во избежание подмены понятий предлагаем принять такой взгляд на канон. В размышлениях о каноне мы основывались
на высказывании святителя Григория Паламы: «Установления (догматы), едва лишь услышанные и уже всеми совместно признанные и открыто возвещаемые, были
таинствами Моисеева Закона, и только пророки духовно прозревали в них. Обетованные же святым блага будущего века суть таинства жительства по Евангелию, и
прозревать в них дано тем, кто удостоился иметь духовное зрение, и видят они их в малой мере, как бы некую часть залога» (Святитель Григорий Палама. В защиту
священнобезмолвствующих). В приведённом тексте нет термина «канон», но эти «таинства Моисеева Закона», ставшие установлениями, и «таинства жительства по
Евангелию», ставшие прозрением для стяжавших духовное зрение, говорят о невыразимом, таинственном, но реальном каноне духовной жизни и творчества. Эти
установления нельзя назвать традициями; но в них есть основа для их творческого развития - каноничный строй духовной жизни, прозреваемый из «жительства по
Евангелию». Из слов святителя Григория Паламы следует, что канон в широком смысле - не человеческое измышление, а божественный строй, даруемый Духом Святым и
проявляемый во всём творении. Человеку предлагается выявлять канон - жить в нём и творить в нём. К выявлению канона духовной жизни призвано богословие в целом,
к выявлению иконописного канона - богословие образа. По словам святителя Григория, канон «задан» в Священном Писании.
Репортаж с выставки "Восстанавливаем храмы России" >>>
|