секция художников
         монументально - декоративного искусства
    московского союза художниковRambler's Top100
Виртуальная галерея


Секция художников
монументально-
декоративного
искусства
Товарищество
живописцев
Ассоциация
художников
графических искусств
Объединение
московских
скульпторов
Гильдия
художественного
проектирования
Ассоциация
художников театра,
кино и телевидения
Ассоциация
художников
декоративных искусств
Товарищество
плакатистов
Секция критики и
искусствоведения

ПЛАН ВЫСТАВОК
СХ МДИ МСХ

Сегодня

ЦЕРКОВНОЕ
ИСКУССТВО

Икона дня

СТАТЬИ/ОБЗОРЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 

АРТ ФОРУМ

Московские живописцы

Музеи России

Ассоциация искусствоведов(АИС)

Rambler's Top100

Находится в каталоге Апорт

 
Яndex
 
 
 

ИСКУССТВО в
АРХИТЕКТУРЕ

   • Роспись
   • Мозаика
   • Витражи
   • Маркетри
и интарсия
   • Сграффито
   • Гобелен
   • Металл
   • Керамика
   • Объемные
композиции
   • Инсталляции
   • Арт-объекты
   • Монументы






Недвижимость на Черноморском побережье Болгарии
 


МОНУМЕНТАЛИСТЫ МОСКВЫ

Церковное искусство




Икона, евхаристия, канон, эстетика.
К проблеме их взаимосвязи.

    Краткий вариант 2007 года подготовлен в соавторстве с Ксенией Александровой, искусствоведом, членом Международной ассоциации искусствоведов. Полный вариант опубликован в журнале «Альфа и Омега» (Москва, 1997. №2 (13). Иерей Николай Чернышёв, клирик храма Святого Николая в Кленниках и преподаватель приходской иконописной школы храма, руководитель мастерской отделения иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ, член патриаршей Искусствоведческой комиссии. Андрей Жолондзь (1957 - 2005) - реставратор-технолог настенной живописи и архитектуры, искусствовед, культуролог.

    Принципы иконопочитания неизменны со времён VII Вселенского Собора. Однако, на протяжении всей истории Церкви возникали новые вопросы, связанные с иконописанием и иконоведением. В современной культуре есть направления, стремящиеся к церковности или претендующие на неё. Со святоотеческих позиций необходимо различать, какие культурные явления принадлежат Церкви и служат Её целям, а какие противостоят Ей, даже если пытаются использовать внешние формы церковного художества. Связь иконопочитания с Евхаристией Распространённый тезис: «Икона рождается из литургии, она литургична по сути и вне контекста литургии не понятна» (Языкова И. К. Богословие иконы) - верен. Буквальный перевод слова «литургия» - общественное служение. Сердцевина православных богослужений - литургия в её евхаристическом (благодарственном и жертвенном) понимании. Всё в Церкви связано с Евхаристией и находит в ней своё начало. Какова сущностная связь Евхаристии и иконопочитания? В Евхаристии мы благодарим Бога, принося Ему в жертву всё, что можем, из своего «я». И принимаем Святые Дары, Источник истинной жизни - Тело и Кровь Христовы. Происходит ли в нас Воскресение Христово, о котором говорят молитвы, произносимые причастником? Для того чтобы чаемое воскресение нас - мёртвых без Христа - произошло, дар и подвиг Причащения должен находить выражение в даре и подвиге раскрытия нами в себе образа Божия. Благодаря Бога и принося Ему в жертву - каждый в меру своих возможностей - свою жизнь, христиане являют иконопочитание как почитание Первообраза Бога (как и заповедано: «честь бо образа на Первообразное восходит»), тем самым приобщаются, воссоздают, хранят Его в себе и отображают Его в мире Божием. И если в иконопочитании христиане поклоняются Христу, то в Таинстве Евхаристии - принимают Христа как снедь. При этом важно исключить сознание натуралистичности происходящего и выявить реальность приобщения человека Богу силой и наитием Святого Духа.
    Таким образом, икона суть видимое соответствие реальности прославленного Тела Христова - Евхаристии. Это соответствие иконы основному таинству христианства и выделяет её из всей сферы художественного творчества. Понимание Канона и следования ему В буквальном смысле «канон» - это инструмент для проведения прямых линий, по-церковнославянски «правило». По словарю протоиерея Г Дьяченко, канон - это «правило, которое Церковь постановляет в отношении веры и нравственности и церковного благочиния для обязательного выполнения со стороны верующих христиан». Но сегодня часто путают канон с догматом, законом, уставом, традицией, или обычаем. Известны словосочетания: «каноны Индии, Китая, Японии», «древнеегипетский и древнегреческий каноны», «канон Средневековья», «канон классицизма», «канон (модулор) Корбюзье»... В отечественной искусствоведческой литературе говорят о византийском и древнерусском и других канонах. На самом деле перечисленные понятия определяют не только художественные законы, но и устойчивые, многовековые системы соразмерностей внутри отдельно взятой традиции. Мировые культуры чрезвычайно многообразны, но Библия говорит о единстве мира и закономерностей, по которым сотворены и развиваются и мир, и человеческое общество, и культура.
    Понятия «канон» и «традиция» не тождественны, канон включает в себя различные традиции. Можно определять обычаи, правила, стили, традиции, уставы, можно формулировать сущность и свойства каждого. Однако понятие канона в широком смысле является наиболее всеобъемлющим определением объективных истин благоустроения Божьего мира. Во избежание подмены понятий предлагаем принять такой взгляд на канон. В размышлениях о каноне мы основывались на высказывании святителя Григория Паламы: «Установления (догматы), едва лишь услышанные и уже всеми совместно признанные и открыто возвещаемые, были таинствами Моисеева Закона, и только пророки духовно прозревали в них. Обетованные же святым блага будущего века суть таинства жительства по Евангелию, и прозревать в них дано тем, кто удостоился иметь духовное зрение, и видят они их в малой мере, как бы некую часть залога» (Святитель Григорий Палама. В защиту священнобезмолвствующих). В приведённом тексте нет термина «канон», но эти «таинства Моисеева Закона», ставшие установлениями, и «таинства жительства по Евангелию», ставшие прозрением для стяжавших духовное зрение, говорят о невыразимом, таинственном, но реальном каноне духовной жизни и творчества. Эти установления нельзя назвать традициями; но в них есть основа для их творческого развития - каноничный строй духовной жизни, прозреваемый из «жительства по Евангелию». Из слов святителя Григория Паламы следует, что канон в широком смысле - не человеческое измышление, а божественный строй, даруемый Духом Святым и проявляемый во всём творении. Человеку предлагается выявлять канон - жить в нём и творить в нём. К выявлению канона духовной жизни призвано богословие в целом, к выявлению иконописного канона - богословие образа. По словам святителя Григория, канон «задан» в Священном Писании.

  Далее >>


Репортаж с выставки "Восстанавливаем храмы России" >>>
 
 
   



   
 
101000, Москва, Старосадский пер., дом 5. Тел./факс: +7 (495) 625 5573
ГЛАВНАЯ | ХУДОЖНИКИ | ГОСТЕВАЯ | МУЗЕЙ | ССЫЛКИ | КОНТАКТЫ