|
А.Комаров
Монументальное искусство (сущность и терминология) |
статьи/обзоры |
Искусство - это всегда "сфера" произведений (и только произведений), то есть "созданий" в достаточной степени самоценных, способных
самостоятельно выражать определенную тему, посредством своих художественных образов, в силу чего являющихся "созданиями" в достаточной степени
сложными, нередко многоплановыми, имеющими подтекст.*
Монументальное искусство - это "сфера" монументальных произведений, произведений, способных самостоятельно выразить общественно-
значительную тему. Это нередко произведения-ансамбли**, включающие в свой состав многие вполне самостоятельные и самоценные монументальные
произведения (скульптуры, рельефы, панно, плафоны и другие), но объединенные единым идейным и художественным замыслом, являющиеся в нем
"солистами", ведущими основные "партии".
* Нет и не было искусств, объединяющих в себе элементы чего-то цельного, искусства фрагментов и деталей. Можно говорить об
искусстве фрагмента, но только имея ввиду высокое мастерство его выбора, закомпанованнооти, выполнения. Можно говорить и об искусстве деталей,
но тоже имея ввиду только мастерство их выполнения.
** ensemble (фр. "вместе").
Монументальное произведение архитектуры, а так же пластики и стенописи, взаимосвязанные с нею, как правило, не обходятся без
включения в свои ансамбли декора - элементов монументально-декоративного исусства. Содружество этих двух видов пластических искусств всегда
позволяло в архитектуре создавать ее наиболее полноценно, полифонически звучащие, ее наиболее выдающиеся произведения. В силу этого, как
монументальные произведения, так и декор для того, чтобы "входить" в архитектурный ансамбль должны обладать еще и многими свойствами, которые
все в целом можно назвать "ансамблевостью", понимая под этим термином их способность соответствовать друг другу еще по многим параметрам: по
идейно-образному решению, стилю, масштабности, колориту, ритмам, и т.д., способностью формировать с архитектурой единое произведение, выступая
все вместе в едином ансамбле.
Конечно, такие ансамбли формируются не только "солистами", но и "хором" - декором, включающим в себя и декоративные произведения,
не несущие в своих художественных образах монументальности. Конечно, весь такой ансамбль - монументальное произведение. Каждое отдельное, входящее
в этот ансамбль, относительно самостоятельное произведение, несущее в себе монументальность - монументальное произведение; не обладающее ею -
произведение декоративное. Весь остальной декор, "оранжирующий" основные композиционные доминанты (монументальные и декоративные произведения)
является "аккомпанементом" основной теме, композиционной связкой между ними и архитектурными формами и плоскостями. И нелепо вычленять декор
(или его элементы) из общего контекста монументального произведения-ансамбля, и, не называя его впрямую монументальным, все же причислять к
монументальному искусству, рассматривать как самостоятельное произведение, как "один вид творческой деятельности", в едином ряду с теми которые
раскрывают и несут в ансамбле росписи основную и монументальную тему, являются произведениями монументальными.
Можно монументальное произведение-ансамбль при необходимости анализа рассматривать по элементам, его составляющим. Но отсюда
совершенно не следует, что каждый из них в отдельности может быть причислен к монументальному искусству, может рассматриваться как "монументальное
искусство".
Элементы произведений-ансамблей, не способные самостоятельно выразить определенную тему, отвечающую коренному признаку вида
искусства не могут рассматриваться как его произведения, а только как элементы чего-то более сложного, этому требованию отвечающего. Так и
в росписях ц.Рождества в Ферапонтове, как едином монументальном произведении-ансамбле, при дифференцифованном их рассмотрении, мы, не боясь
упреков в "нелепом педантизме", должны будем четко отнести эти элементы целого к соответствующим видам пластических искусств: - содержащие
"серьезные богословские сюжеты" и, следовательно, несущие в своих художественных образах монументальность, являющиеся элементами целого, но и
в достаточной степени самостоятельными произведениями - отнести к монументальному искусству. А где художник "просто изобразил декоративные
полотенца" и подобные орнаменты - к искусству декоративному.
|
|