|
А.Комаров
Монументальное искусство (сущность и терминология) |
статьи/обзоры |
Однако, некоторые из теоретиков, верные своей концепции, в своих изысканиях последних лет нашли ход, позволяющий им уйти из под
подозрений в "нелепом педантизме". Они все декоративное искусство, взаимосвязанное с архитектурой, ныне рекомендуют называть искусством
"монументально-декоративным". Более того, считают его "направлением монументального искусства, в котором преобладает декоративное начало"
(5т.16.с.551 и 16.с.220-221). Такие "открытия" противоречат, элементарной логике, т.к. если в иокуусстве "преобладает декоративное начало",
так почему оно является "направлением монументального?"
Декоративное искусство, взаимосвязанное с архитектурой, не может быть названо монументально-декоративным, т.к., его произведения
и "просто" декор обладают только декорирующими "способностями", только декорируют архитектуру и не несут в своих художественных образах каких-либо
признаков монументальности. Декоративное искусство входит в искусство монументально-декоративное (но не монументальное) как полноценная и
полноправная его часть, имеющая свою специфику, свое лицо.
Конечно, в монументальное искусство войдут все скульптурные памятники, все мемориалы, все
монументальные росписи и мозаики, как отдельные произведения, так и произведения-ансамбли. Но в него нельзя вводить, нельзя считать монументальным
искусством все "многофигурные композиции /.../ различные формы архитектурно-скульптурного декора - фонтаны, аттики, карриатиды", все
"произведения живописи и декоративно-прикладного искусства", все "мозаики, витражи, керамику, гобелены и другие стенные и плафонные
росписи, другие разновидности живописи в архитектуре" (16.c.208). Как нельзя в него вводить и все "скульптурное убранство
зданий", всю "городскую и парковую скульптуру", как и все "живописное, мозаичное убранство зданий"
(5,т.16.с.551) на основании лишь того, что они "ориентированы на объединение с другими пластическими искусствами во имя создания архитектурно-
пространственного ансамбля" (16.с.208). И тем более нелепо утверждать, что все это "убранство зданий", вся среда обитания человека создает
"монументальный образ своей эпохи" (16.с.208).
Конечно, и дворцы, и многофигурные композиции, и различные формы архитектурно-скульптурного декора, и все скульптурное, и живописное,
и мозаичное убранство зданий, и витражи, и городская и парковая скульптура, и фонтаны, и многое другое, что можно назвать "широким кругом"
произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды; все, что соответствует ей своими идейными качествами, а также "зрительно-
архитектоническим и цветовым строем"; все, что "непосредственно, физически связано с определенным архитектурным сооружением или организованным
пространством"; все, что участвует в "художественном формировании этой постоянной среды обитания человека", которая "призвана оставаться
неизменной" - все это, естественно, "выражает дух и характер" создавшей эту среду эпохи и своим бытием, своими образами и формами, естественно,
"утверждает и пропагандирует господствующие идеи своего времени". Вся эта среда в последующем может служить памятником архитектуры и пластических
искусств ее сформировавших, вся в целом может быть памятником* культуры своего времени. Но в ней при этом может не быть ни одного
монументального произведения, ни архитектурного, ни какого-либо другого. Почему и в этом случае она должна считаться "создающей монументальный
образ своей эпохи?"
*В русском языке есть два значения понятия "памятник":
1. "узкое" понятие - скульптурное и архитектурное сооружение, воздвигнутое в память конкретного лица или события.
2. "широкое" понятие, которое можно отнести к любому сохранившемуся объекту деятельности человека - памятник духовной,
материальной культуры; памятник истории, литературы, философской мысли и т.д. Уже в наше время появилось понятие - "памятник природы".
Вся "постоянная среда обитания человека" не может быть монументальной, в силу чего не может являть собой и "монументальный образ
своей эпохи". И это не зависит ни от величия, ни от исторической значимости общественно-экономической формации, создавшей эту "среду".
|
|