|
А.Комаров
Монументальное искусство (сущность и терминология) |
статьи/обзоры |
Монументальное искусство - "сфера" произведений искусств, обладающих монументальностью, "сфера" монументальных
произведений. Произведений, созданных с целью увековечения памяти об общественно-значительном, призванных и способных воплотить и нести ее
в своих художественных образах.
Монументальное искусство - это выражение и материализация в художественной Форме основополагающих общественных
идеалов и идей, которые, проявляясь в его произведениях, служат пропаганде коренных общественных и государственных устремлений,
популяризации их в широких массах. Оно увековечивает все то, что составляет идеологические, духовные и моральные ценности народа, общества,
государства; все, что с их позиций не может, не должно быть забыто. Это форма художественно-философского осмысления мироздания и истории
народов, проходящих социальных процессов окружающей действительности и роли и значимости героев и подвижников общечеловеческого прогресса.
Монументальное искусство, неся в своих произведениях память об общественно-значительном, внушает, наставляет, указывает, учит...
силой примеров, которые сохранила общественная память, материализовав их в художественных образах произведений. Оно тем самым воодушевляет массы
зрителей силой идейного заряда, заложенного в содержании этих произведений, в их художественных образах, на подобные свершения во имя торжества
подобных же идеалов.
Монументальное искусство всегда носило четко выраженный социальный характер - в любое время, в любую эпоху, у всех народов. Оно
всегда выполняло огромную агитационную, воспитательную функцию - выражало, утверждало и пропагандировало идеи, устремления, идеалы и завоевания
эпохи создания произведений. Оно всегда являлось искусством государственным - концентрированной художественной формой выражения и утверждения
идеологии господствующего класса, политики его государства.
Монументальное искусство, его произведения, конечно, обращены к современникам, но в большей степени к потомкам, т.к. призваны
пронести в века то "высокое и героическое", что составляет социальную и духовную суть последовательно сменяющих друг друга общественно-
экономических формаций, народов и государств, создавших эти произведения.
Остро стоит вопрос о специфике монументального искусства, о его сути, о четкости этого понятая, и о его терминологии и в настоящее
время. Это вопрос государственной политики в искусстве, четкой идеологической его ориентации.
Наше монументальное искусство (как и монументальное искусство любой другой общественно-экономической формации и в прошлом и
в настоящее время) призвано в своих произведениях увековечить все то, что достойно этого с точки зрения наших общенародных, государственных
позиций. Увековечить идеи, образы и дела тех, кто внес неоценимый вклад в развитие нашей культуры и государственности, образы подвижников
общечеловеческого прогресса. Создать произведения в честь и в память тех событий, явлений и личностей, которые оставили неизгладимый след
в истории нашего народа, в истории человечества, в его борьбе за светлое будущее всех народов. Идеи, дела, образы "подлинных героев культуры"
прошлых эпох, но особенно таких героев - наших современников - вот "сфера" воспевания, воплощения, увековечения в монументальных произведениях.
"Сфера" этих произведений является и будет являться монументальным искусством нашего народа, нашего государства. Искусством, произведения
которого призваны возбудить и укрепить в людях высокие нравственные и гражданские начала, пробудить и воспитать в них гордость за свой народ,
за его историю, за героев борьбы и свершений во имя торжества непреходящих идеалов Человечества.
|
|