|
А.Комаров
Монументальное искусство (сущность и терминология) |
статьи/обзоры |
Если более развернуто, то:
Монументальность - (от латинского глагола monere - напоминать)*, напоминаемость, т.е. памятность, память -
в искусстве понятие о коренном, основополагающем качественном признаке вида искусства и его произведений; понятие о величественном, возвышенном,
общественно-значитальном в памяти народов, государств, классов, материализованном в произведениях искусства; понятие о значительности масштабов
свершений, явлений, личностей, о соответствующих им художественных образах, эмоциональном строе произведений и их формах, способных увековечить
эту память.
* monere (лат) - 1. напоминать, обращать внимание... 2. вдохновлять, воодушелять... 3. внушать,
наставлять, указывать, поучать, учить... 4. предвещать, предсказывать, называть.
Этот латинский глагол хотя и имеет очень многочисленные значения, но в них четко просматривается хорошо очерченный круг
понятийности.
От этого же глагола ведет свое начало и латинское существительное "monumentum", которое, исходя из логики языка переводится
как "памятник", как напоминатель, напоминание; как материализованная в том или ином художественном образе, произведении искусства память об
общеотвенно-значительном событии, явлении, человеке и т.п.
Наличие монументальности в художественном образе, произведении, "сфере" произведений позволяет им быть монументальными;
позволяет этому искусству быть выделенным в самостоятельный вид.
Монументальное - обладающее монументальностью, способное нести память об общественно-значительном в художественных
образах, эмоциональном их строе и формах произведений; величественное, возвышенное...
Монументальное произведение - (произведение монументального искусства) - произведение, несущее в своих художественных
образах монументальность, т.е. память об общественно-значительном; специально созданное для увековечения общественно-значительной идеи, события,
личности..., и в силу этого отличающиеся от произведений других видов искусств емкостью, масштабностью, величием и значительностью содержания,
выраженного в соответствующих содержанию художественных образах, несущих глубокие обобщения явлений общественной жизни.
Монументальность могут нести в себе не только произведения пластических искусств (в том числе и станковой живописи), но и
произведения многих других видов - кино, музыки, литературы, театра и т.д. Эти искусства способны создавать произведения, в основе
художественного замысла которых заложено общественно-значительное содержание, возвышенно-героическое начало, философски-эпическое осмысление
действительности. Создавать их в честь, в память, для увековечения...*
* И здесь нельзя не согласиться, а наоборот всеми силами поддержать мысль В.П.Толстого о том, что "Монументальность художественного
произведения /.../ проявляется /.../ в различных других видах искусства/.../ - в музыке, театре, литературе и т.д. Монументальными могут быть
симфония, театральная постановка, киноэпопея, роман" (15,с.9). И это его совершенно верная и глубокая мысль, которая требует своей разработки,
т.к. если такие произведения могут быть монументальными, то, следовательно, они должны быть отнесены к монументальному искусству. И, следовательно,
монументальное искусство - это не только сфера искусств пластических (точнее пространственных). Однако ... это уже другая и более обширная и
не менее назревшая тема - монументальное искусство как сфера произведений вне зависимости от вида искусства, в котором они созданы, но несущих
в своих художественных образах память об общественно-значительном, созданных для увековечения; коренным, основополагающим признаком которых
является монументальность.
Понятие "монументальное произведение" включает и понятие о высоком уровне мастерства художественной формы способной
передать ту высокую идею, которую оно призвано раскрыть и нести.
"Малохудожественное" монументальное произведение, "нехудожественный монумент" - это понятия парадоксальные. Так как создание
таких "монументальных произведений" не что иное как надругательство над памятью о событии, личности, явлении, во имя которой такое "произведение"
создается. Такие "произведения" способны только профанировать саму идею их создания.
|
|