|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью
идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой
доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные,
мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.
Энциклопедический словарь
Вазопись — декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом.
Валер - в живописи и графике: оттенок тона, возникающий в соотношении света и тени. Термин для обозначения всех градаций тона
в пределах одного цвета. На практике дает тонкость цветовых переходов. Применяется художниками-колористами.
Венециановская школа - группа русских живописцев второй четверти XIX века, учеников А.Г.Венецианова, преподававшего в
Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Наиболее известны: Н.С.Крылов, А.В.Тыранов, Е.Ф.Крендовский, Л.К.Плахов,
А.А.Алексеев, А.Г.Денисов, С.К.Зарянко, Г.В.Сорока. Следуя принципам учителя, мастера изображали жизнь демократических кругов общества,
писали пейзажи, интерьеры, натюрморты. Произведения отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей среды. В целом
творчество школы представляет значительный этап в становлении русского реалистического искусства.
Венецианская школа - одна из художественных школ Италии. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. 15-16 вв.
(семья Беллини, В.Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П.Веронезе, Я.Тинторетто) и в 18 в. (Дж. Б.Тьеполо, А.Каналетто, П.Лонги, Ф.Гварди).
Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.
Витраж (франц . vitrage, от лат. vitrum - стекло) - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде
самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах)
создают игру окрашенного света в интерьере.
Владимиро-суздальская школа - одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и
архитектуры. Сложилась в Северо-Восточной Руси в период усиления Владимиро-Суздальского княжества (XII-первая половина XIII вв.).
Зодчие и художники школы создали произведения, отмеченные особой утонченностью художественного облика, гармоничностью и чеканностью
форм, нарядным декором - церковь Покрова на Нерли (1165), Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197) и др.
Воздушная перспектива, основанная на зрительном восприятии система передачи удаленных предметов, включающая в себя смягчение
очертаний, ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета и другие приемы. Попытки передать воздушную перспективу
наблюдаются уже в средневековых китайских пейзажах, но свое теоретическое обоснование метод получил в XVI веке в работах Леонардо
да Винчи. Широко использовался этот прием в голландском пейзаже XVII века и особенно в XIX века в работах импрессионистов.
Возрождение (Ренессанс) — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14—16 вв.,
в других странах — конец 15 — начало 17 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты
культуры Возрождения, антифеодальной в своей основе: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение
к культурному наследию античности, как бы возрождение его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии,
где уже на рубеже 13—14 вв., его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения
проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма
(гуманистическая этика итальянца Лоренцо Валлы и др.). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощённой творческой личности,
красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройности мироздания
придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали
играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома; архитекторы придавали своим постройкам величественную
ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники последовательно овладевали художественным отражением всего богатства
действительности — передачей объёма, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе обнажённой) и реальной
среды — интерьера, пейзажа. Литература эпохи Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как Гаргантюа и Пантагрюэль
Рабле, драмы Шекспира, роман Дон Кихот Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной
культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героическая поэма Ариосто, философский гротеск
(трактат Эразма Роттердамского Похвала Глупости), эссе Монтеня — в столь разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах
нашли воплощение идеи Возрождения. В это же время были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии, астрономии (разработка
Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии. Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений
и во многом объективно отвечали потребностям зарождавшегося буржуазного общества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|