|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью
идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой
доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные,
мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.
Энциклопедический словарь
Иератизм (от греческого hieratikos - культовый, священный) - обусловленные религиозно-каноническими требованиями торжественная
застылость и отвлеченность композиции и трактовки человеческих фигур и лиц. Характерен главным образом для искусства древнего мира и
средневековья.
Изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура, фотоискусство.
Изокефалия, исокефалия (от изо... и греч. kephale - голова) - равноголовие, в рельефах и живописи - расположение голов (иногда
разных по величине и по позам фигур) на одном уровне. Распространённая главным образом в античном искусстве, изокефалия придавала
композиции ритмически-декоративную цельность, упорядоченность. Часто встречается также в искусстве Древнего Востока и Возрождения.
Икона - (от греческого eikon - изображение, образ) - в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле -
изображение Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного писания; в узком значении - произведения специфического вида
средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое значение. Культ зародился во II веке и расцвел в IV веке.
Иконография (от греческого eikon - изображение, образ и grapho - пишу, черчу, рисую) - в изобразительном искусстве, строго
установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Каноны, порожденные связью древнего искусства с религиозным
культом и ритуалом, призваны были облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы изображения с определенной
теологической концепцией. В искусствознании (иконографический метод) - описание и систематизация типологических признаков и схем,
принятых при изображении персонажей или сюжетных сцен.
Иконопись, писание икон - вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.
Иконы - представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся (на деревянных досках, холсте и др.) первоначально в технике
энкаустики, затем главным образом темперы, а с XVIII века масляной живописи. Обычно входили в единый идейно-художественный комплекс с
архитектурой, декоративно-прикладным искусством, включались в ансамбль иконостаса. В средневековой иконописи в условных отвлеченных
формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) нередко воплощались общественные и эстетические идеалы народов, что делает
иконы значительными произведениями искусства.
Иллюзионизм (от латинского illusio - обман, насмешка) - имитация видимого мира в произведениях изобразительного искусства,
создание впечатления реально существующих предметов и пространства. Появляется в античной живописи, играет заметную роль в искусстве
Возрождения, становится одним из главных принципов монументально-декоративного искусства барокко. Встречается и в станковом искусстве
(например, натюрморты-"обманки" XVIII века).
Иллюзорность (от позднелатинского illusorius - призрачный, обманчивый, кажущийся) - в изобразительном искусстве, иллюзия
чувственной достоверности изображения. Может проявляться в кажущейся осязаемости, телесности и объемности воспроизводимых на плоскости
предметов, в трехмерности, стереоскопичности, воздушности изображенного пространства.
Иллюминирование (от латинского illumino - освещаю, делаю ярким, украшаю) - раскрашивание вручную гравюр или рисунков. А также
весь процесс выполнения цветных миниатюр и орнаментации в средневековых рукописных книгах.
Иллюстрация (от латинского illustratio - освещение, наглядное изображение) - изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно
разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование
литературного и научного произведения. Развитие искусства тесно связано с историей книги. Первоначально рукописи иллюстрировались
миниатюрами, после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики. Входя в художественный организм
книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки, инициалы). Наиболее ранние
ксилографические иллюстрации появились в Китае в VI-VII вв.
Импасто - густо наложенный красочный пигмент, например, масло или акрил, передающий движения кисти художника (Франк Ауэрбах,
Виллем де Кунинг, Джек Йейтс) или удары мастихина (Жан Поль Риопель).
|
|
|
|
|
|
|
|
|