|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью
идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой
доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные,
мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.
Энциклопедический словарь
Мавританское искусство, мавританский стиль - условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV вв. в странах
Северной Африки и в Южной Испании. Претерпело сложную эволюцию. Характерны мечети с внутренним двором и открытым в него многонефным
молитвенным многостолпным залом, квадратные в плане минареты-башни, живописные по планировке дворцы. Применялись многолопастные,
стрельчато-подковообразные и фестончатые арки, сталактитовые купола, фризы, карнизы, артесонадо, а также настенная резьба по стуку и
дереву, облицовка колонн изразцами, керамическая и стеклянная мозаика, витражи, цветной мрамор. Для декора построек и предметов
прикладного искусства характерен повышенно-декоративный орнамент, насыщенный растительными, геометрическими и эпиграфическими мотивами.
Майолика - 1. Керамика Италии 15-17 вв. (плакетки, тарелки, посуда, панно, изразцы) с сюжетной росписью, иногда с люстром.
2. Изделия из цветной обожженной крупнопористой глины, покрытые глазурью. Преимущественно монохромная роспись по белому фону. Возможна
цветная глазурь на белом или цветном фаянсе.
Майсенский фарфор, Мейсенский фарфор - изделия старейшего в Европе фарфорового завода, основанного в 1710 году в Майсене, где
около 1709 года И. Ф. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) был открыт способ производства фарфора. Изделия первого периода
(1710-1719) - строгие по формам сосуды из каменной массы и фарфора. В 1720-1735 гг. ("живописный" период) в полихромной надглазурной и
кобальтовой подглазурной росписи сосудов заметно влияние китайского фарфора. Расцвет, наиболее характерные изделия которого создавались
в духе рококо, связан с именами скульпторов-модельеров И. И. Кендлера, И. Г. Кирхнера и И. Ф. Эберлейна. В этот "скульптурный" период
(1735-1763) изготовлялись сервизы, вазы, туалетные и письменные приборы, табакерки и т. п., а также скульптурные группы (пасторали,
жанровые и галантные сцены, персонажи "комедии дель арте"), фигурки животных. С 1770-х годов приобретает классицистический характер,
пронизывают черты академизма. Марка завода (с 1725 года ) - нанесенные подглазурной росписью синие мечи.
Маккьяйоли (итал. macchiaioli от macchia - пятно) - демократическое направление в итальянской живописи 1860-80-х гг. Названо
маккьяйоли за свободную манеру письма сочными цветовыми пятнами (сцены национально-освободительной борьбы, современной городской и
сельской жизни - художники Т. Синьорини, Дж. Фаттори, С. Лега).
Малые голландцы - традиционное название обширного круга голландских (Нидерланды) живописцев XVII в.; возникло в связи с камерным
характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж, интерьер, бытовые сюжеты). Для живописи малых голландцев характерны
тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых и колористических нюансов, общее ощущение уюта, близости и
единения персонажей в пейзажной или интерьерной среде. Среди наиболее ярких представителей - Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх,
Я. Стен, Г. Метсю.
Малые голландцы («голландский стиль», «голландское барокко») - художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно
объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название. Особенности живописи малых голландцев
были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Картины «малых голландцев» предназначались
не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они
висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи,
каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью.
Мандорла (от итальянского mandorla - миндалевидный) - принятое в иконописной традиции изображение евангелистов, Христа, Богоматери в
овальном сиянии в виде тонких золотых лучей, которые должны свидетельствовать о святости изображенной особы.
Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - манера, стиль) - направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис
гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо,
Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть
иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной
изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).
|
|
|
|
|
|
|
|
|