|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью
идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой
доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные,
мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.
Энциклопедический словарь
Камея (фр. < ит.) - резной камень (гемма) с выпуклым изображением.
Кано - одна из школ японской живописи, существующая со 2-й половины 15 в. и названная по имени своих основателей Кано Масанобу
и Кано Мотонобу. Для произведений художников кано раннего этапа (2-я половина 15 — 1-я половины 16 вв.; главным образом пейзажи,
живопись «цветов и птиц» на свитках, ширмах, раздвижных дверях), опиравшихся на традиции школы Ямато-э и монохромной живописи,
характерно сочетание условно-декоративной композиции с подчёркнуто правдоподобными деталями (птицы, ветки деревьев). В живописи кано
периода расцвета (конец 16 — 1-я половина 17 вв.) отдельные детали, приобретая некоторую условность, целиком подчиняются
орнаментально-декоративному строю композиции (Кано Эйтоку, Кано Санраку, Кано Танью и др.). Живопись художников кано во 2-й половине
17—20 вв. (Кано Ясунобу, Кано Цунэнобу, Тайкан Екояма и др.) при всём мастерстве исполнения становится иногда холодной и безжизненной,
являясь, в сущности, повторением старых образцов.
Канон (от греческого kanon - правило, мерило) - в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил,
определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения;
также произведение служащее нормативным образцом. Теоретические основы были разработаны древне-греческим скульптором Поликлетом в
сочинении "Канон" (2 половина V века до н. э.). Системы канона, связанные с религиозными представлениями, господствовали в искусстве
древних культур Востока, Африки, Америки, с средневековом искусстве Европы и Азии. Для античности и Возрождения характерны попытки
рационалистическим путем найти идеальную закономерность в пропорциях человеческого тела и вывести неизменные, математически
обоснованные правила построения человеческой фигуры.
Каподимонте (Capodimonte) - Национальные музеи и галереи Каподимонте в Неаполе, один из крупнейших художественных музеев Италии.
Основан в 1738. Расположен в большом королевском дворце Каподимонте (1738, архитектор Дж. А. Медрано; реконструирован в 1952-57);
включает в основном художественные собрания князей Фарнезе и королей Неаполя, в том числе произведения европейского изобразительного
искусства 13-19 вв. (картины Симоне Мартини, Мазаччо, Джованни Беллини, Пармиджанино, Тициана, П. Брейгеля, Эль Греко и др., скульптуру
А. Поллайоло, Джамболоньи и др., лучшее в Италии собрание итальянской живописи 17 в.), европейскую и восточную керамику, оружие, мебель,
художественные ткани.
Караваджизм - Система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи
XVII века и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. Свойственны демократические
художественные идеалы, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения,
активная роль контрастов света и тени в живописно-пластическом решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов.
Микеланджело да Караваджо (Caravaggio) (настоящее имя Микеланджело Меризи) (28 сентября 1573, Караваджо - 18 июля 1610, Порто д'Эрколе,
Тоскана), итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 века, один из крупнейших мастеров барокко.
Карандаш (от тюркского кара - черный и таш, даш - камень) - стержень из угля, свинца, графита или сухой спрессованной краски
(часто в деревянной или металлической оправе) для письма, рисования, черчения. Прототипы - свинцовые и серебряные штифты в
металлической оправе, дававшие темно-серый тон, применялись в XII-XVI вв. Итальянский карандаш (с XIV века) изготовлялся из черного
глинистого сланца или порошка жженой кости с растительным клеем. Делят на графитные, цветные, копировальные и пр., по назначению - на
канцелярские, чертежные, рисовальные и др. Особые виды - сангина и пастель.
Карандашная манера - разновидность пунктирной манеры углубленной гравюры на металле, имитирующая рисунок карандашом, углем,
сангиной или пастелью. Эффекты достигаются нанесением мелкозернистых штрихов и пятен на загрунтованную доску (с помощью рулеток или
чекана) с последующим травлением. Была распространена в XVIII веке (граверы Ж. Демарто и Л. М. Бонне во Франции) как репродукционная
техника.
Карикатура - в широком смысле: изображение, рассчитанное на комический эффект. В узком смысле: способ художественной типизации
для целенаправленного подчеркивания отрицательных сторон человека или жизненного явления. Критическая оценка автора, разоблачение,
осмеяние (шарж). Возможны аллегории, маски, гротесковое заострение, сквозной образ в серии. Используется в плакате, газетной и
журнальной графике, в лубке. Реже - живописи и графике (Гойя), в скульптуре.
|
|
|
|
|
|
|
|
|