|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью
идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой
доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные,
мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.
Энциклопедический словарь
Гаагская школа - школа реалистической голландской живописи последней трети 19 в., сложившаяся после 1871 вокруг Й.Исраэлса.
Гаагская школа, творчески преломлявшая традиции голландского искусства 17 в., тяготела к прочувствованному, лирическому восприятию
современной будничной жизни, к свободной живописности. Мастера гаагской школы писали главным образом жанровые картины (Исраэлс),
пейзажи (Я.Х.Вейсенбрюх, братья Марис, Х.В.Месдаг), изображения интерьеров (Й.Босбом).
Галле - (от имени автора первых ваз такого рода французского художника E.Galle, 1846-1904) изделия из непрозрачного
многослойного стекла с рельефными растительными и пейзажными мотивами; декор выполняется резьбой с удалением нескольких слоев стекла
вокруг силуэтного узора.
Гальштатское искусство - (от названия могильника Hallstatt, юго-западная Австрия) художественные памятники гальштатской
археологической культуры, расположенной на юге Средней Европы в период раннего железного века (около 900-400 гг. до н. э.). Искусство
племен культуры было преимущественно декоративно-прикладным и орнаментальным, характерно обилие бронзы - мечи, нашивные бляхи,
браслеты, обручи, вёдра, нередко с изображениями людей и зверей, а также многофигурными сюжетными композициями. Керамика выполнялась
от руки и украшалась геометрическим орнаментом (меандр, треугольники, круги, спирали и др.).
Гамма Цветовая - гармоничное сочетание взаимосвязанных цветовых тонов и оттенков, в основе которого лежит один доминирующий
цвет. Бывает темная и светлая, теплая и холодная, яркая и приглушенная и т. д.
Генуэзская школа - художественная школа в Италии 17 в. Сложилась под влиянием венецианской живописи 16 в., а также П.Рубенса
и А. ван Дейка. Пасторальные и бытовые сцены, парадные портреты, религиозные и мифологические композиции (Б.Строцци, Дж.Б.Кастильоне,
А.Вассалло) отличаются сочной живописностью.
Геометрический стиль - одна из ранних стадий развития искусства Древней Греции (IX-VIII вв. до н. э.) Наиболее ярко проявился
в вазописи, отчасти в мелкой пластике, глиптике и декоративно-прикладном искусстве (посуде, оружии). Орнамент вазописи располагается
полосами и складывается из меандров, крестов, окружностей, геометризованных изображений человеческой фигуры.
Гжель, гжельская керамика - изделия керамический предприятий, расположенных в окрестностях станции Гжель Раменского района
Московской области. Высокого художественного уровня достигла во 2-й половине XVIII века, когда простые и поливные гончарные изделия
сменились майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игрушки) с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, иногда с обобщенными
лепными фигурками. В XIX веке производились фарфор, фаянс, и полуфаянс (в т. ч. с золотистым люстром и с синей росписью).
Гиперреализм (англ., hyperrealism, от греч. «гипер» — «сверх» и «реализм») - направление в живописи и скульптуре, возникшее
в 1960-70-х гг. в США. В его основе лежит детальное копирование фотографии, которая увеличивается при этом до размеров большого
полотна. Стремясь сохранить все особенности фотоизображения, исключить влияние собственного видения, гиперреалисты использовали
механические приёмы копирования: диапроекцию, масштабную сетку, аэрограф (пульверизатор) вместо кисти, шлифовку поверхности готовой
картины.
Гиперреализм - в живописи: фотореализм, имитация фотографии, сводящая к минимуму авторский почерк. Подготовка картины - на
основе проекции фото или компьютера.
Гирих - название геометрического орнамента в средневековом искусстве Средней и Центральной Азии. Разнообразные комбинации
полигональных и звездчатых фигур. В архитектурном декоре приобрел ведущую роль в IX-X вв., широко применялся позднее, в эпоху Тимура
и Тимуридов.
Глиптика (от греческого glypho - вырезаю, выдалбливаю) - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из
видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности),
амулетами и украшениями. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит,
гематит, серпентин) или твердых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков. Древнейшие произведения
созданы в Древнем Двуречье и Древнем Египте в 4-м тысячелетии до н.э. Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея.
Высокого расцвета достигло искусство глиптики в Древней Греции и Древнем Риме. Особого расцвета достигла портретная глиптика ("Камея
Гонзага" с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III век до н. э.). В Западной Европе искусство глиптики вновь
возрождается в эпоху Ренессанса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|