|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью
идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой
доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные,
мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.
Энциклопедический словарь
Багет (фр. baguette). Деревянная планка (гладкая или профилированная, обычно окрашенная, позолоченная и т. д.) для изготовления
рам к картинам, произведениям графики, фотографиям и др.
Балхарская керамика - керамические изделия (кувшины, кружки, миски, игрушки), вырабатывающиеся в лакском с. Балхар Акушинского
р-на Дагестана. В 17-18 вв. - в период наивысшего расцвета промысла - сложился характерный тип неглазурованной балхарской керамики,
отличающейся гармоническим сочетанием строгой простоты силуэта и лаконичности орнаментальной кистевой росписи ангобом
(преимущественно белым; волнистые линии, штриховка, розетки). На базе промысла в 1928 организован промколхоз, изготовлявший
керамику, в 1936 - артель, преобразованная впоследствии в цех керамики Махачкалинского комбината.
Барбизонская школа - группа французских мастеров реалистического пейзажа 30-60-х годов XIX века (от названия деревни Барбизон
близ Фонтенбло, где часто работали художники). Создавая реалистическую систему пейзажа-картины, стремились запечатлеть конкретные
пейзажные мотивы, утвердить эстетическую ценность национального ландшафта, передать многообразные состояния природы, вибрацию света
и воздуха (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, Б. Ш. - Ш. Ф. Добиньи и др.).
Барботин - тип накладного рельефа в керамическом искусстве. А также иранская и месопотамская средневековая неглазурованная
художественная керамика с многоярусными накладными рельефными композициями.
Барельеф (франц. bas-relief, т. е. низкий рельеф), вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину
своего объёма выступает над плоскостью фона. Изобразительные и орнаментальные барельефы — распространённый вид украшения архитектурных
сооружений и декоративных изделий. Барельефные изображения обычно помещаются также на постаментах памятников, на стелах, мемориальных
досках, монетах, медалях, геммах.
Барокко (от итальянского barocco - буквально причудливый, странный) - зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в
европейской архитектуре и искусстве конца XVI-середины XVIII веков. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности
и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной
стихии. Человек в искусстве барокко предстает многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и
конфликты среды. Характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к
эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Батальный жанр (от французского bataille - битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни.
Главное место занимают сцены (в том числе морских) сражений и военных походов современности или прошлого.
Батик (малайск .) - техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Рисунок наносят тонким слоем воска, материю
опускают в краску, которая окрашивает не покрытые воском части ткани. Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.
В Европе - с 20 в.
Бидермейер (нем. Biedermeier, Biedermaier) – стилевое направление в немецком и австрийском искусстве около 1815-1848. В бидермейере
отразились представления бюргерской среды. Архитектура и декоративное искусство бидермейера перерабатывали формы ампира в духе
интимности и домашнего уюта. Для живописи бидермейера (Г. Ф. Керстинг, Л. Рихтер, К. Шпицвег в Германии, М. Швинд, Ф. Вальдмюллер в
Австрии) характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы, бытовых деталей.
Бистр - (от французского bistre) прозрачная коричневая краска из деревенской сажи, смешанная с растворимым в воде растительным клеем.
Употреблялась европейскими художниками XV-XVIII вв. для рисования пером и кистью.
Бодиарт - это искусство тела (бодипентинг - рисование по телу, татуаж - татуировка под кожу, пирсинг - "прокалывание дырок",
скарификация - шрамирование, брэдинг - выжигание клейма), авангардное направление, возникшее в 60-х годах. Представители бодиарта
использовали свое тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои
тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы. Особая разновидность бодиарта -
самодемонстрация художника, некоторые манифестации бодиарта несли эротический и садо-мазохистский характер. Будучи проявлением
акционизма, бодиарт сблизился с рядом явлений, возникших в русле контр-культуры (тату, раскрашивание тела, нудизм, сексуальная революция).
Раскраска человеческого тела, татуировка, шрамы-надрезы известны с древнейших времен (магико-религиозные, боевые, охотничьи и др. цели).
|
|
|
|
|
|
|
|
|