|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью
идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой
доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные,
мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.
Энциклопедический словарь
Марина (от латинского marinus - морской) - картина, изображающая морской вид; тип пейзажа. Как самостоятельный вид ландшафтной
живописи обособилась в европейском искусстве XVII века и впервые пережила свой расцвет в творчестве голландских маринистов
(Я. Порселлис, С. де Влигер, Х. Сегерс, В. ван де Велде и др.), расширивших жанровые границы и обратившихся к правдивой передаче
морской стихии. Среди крупнейших маринистов XVIII-XIX вв.: К. Ж. Верне во Франции, У. Тёрнер в Англии, Х. В. Месдаг в Голландии,
Кацусика Хокусай в Японии, И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов в России.
Маркетри - вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различные по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу (деревянная
мебель, панно и др.). Наивысшего расцвета достигло в XVII-XVIII вв. во Франции и Германии.
Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone — большая маска) - маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы
животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием для выпуска струи
воды), а также на мебели, сосудах.
Масляная живопись – краски готовятся на основе льняного, орехового, подсолнечного масла. Основа – холст, картон, дерево, металл,
покрытые грунтом, или на известковой штукатурке. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными
(плотными) или фактурными (рельефными), тонкими, гладкими, пуантилистическими и т.д. До начала 19 в. масляная живопись была построена
на многослойном нанесении красок с последующей лакировкой поверхности. Затем более характерна манера алла прима по грунту или тонкому
тональному подмалевку. Лаки применяются реже.
Масляные краски - представляют собой смешанные с растительным маслом сухие цветные порошки. Сейчас уже никто не знает, кто
первым придумал смешивать красочные порошки с маслом. Известно лишь то, что появились такие краски в Х веке. Но тогда мало кто из
художников ими пользовался. Первые масляные краски долго сохли, а после высыхания теряли свою яркость. Многие художники пытались их
усовершенствовать. Но самых лучших результатов смогли добиться в ХV веке два нидерландских художника — братья ван Эйки. Перепробовав
множество способов, они установили, что лучше всего смешивать цветные порошки с ореховым или льняным маслом. Такие краски быстро сохли
и после высыхания картины краски оставались яркими и блестящими.
Массовое искусство - понятие, обозначающее специфические проявления массовой культуры и подразумевающее художественные
произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой
коммуникации (кино, телевидение, печатная графика и пр.) В массовом искусстве преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные
на усредненный вкус широкого потребителя.
Мастерская народной графики (Taller de Grafica Popular, TGP) - объединение мексиканских графиков, главным образом мастеров
станковой гравюры на линолеуме. Основана в 1937 году в Мехико Л. Мендесом, П. О`Хиггинсом и Л. Ареналем при поддержке Д. Сикейроса.
Мастеров (А. Бельтран, А. Гарсия Бустос и др.) объединяли демократические идеи, глубокий интерес к национальной культуре, задачи
социальной борьбы. Выпускались плакаты, альбомы гравюр и литографий. Объединение распалось в 1960-х годах.
Мастихин (итал. mestichino) - стальная (или роговая) пластинка в виде лопатки или ножа. Применяют в масляной живописи для
удаления красок с полотна, нанесения грунта, чистки палитры, иногда вместо кисти для нанесения краски.
Матуар - инструмент для гравирования на металле, преимущественно пунктирной манерой. Имеет вид стального пестика с шаровидным
или булавовидным утолщением и шипами.
Меандр - распространенный тип геометрического орнамента; имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в
искусстве Древней Греции; получил название от извилистой реки Меандр в Малой Азии.
Медальерное искусство - искусство изготовления монет и медалей, область мелкой пластики, родственная глиптике. Для выполнения
монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и др.). Возникло в Лидии (Малая Азия) и Древней Греции с появлением монет
(рубеж VIII-VII вв. до н. э.). Подчинено основным стилевым закономерностям развития искусств пластических, но имеет и ряд особенностей.
Для него характерны: устойчивость иконографических типов и композиционных приемов, связанных с необходимостью вписать изображение в
заданную стандартную форму и добиться органичного сочетания изображений с надписями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|