|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью
идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой
доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные,
мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.
Энциклопедический словарь
Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) - направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители
которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои
мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э.Мане, О. енуар, Э.Дега внесли в искусство
свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся
неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался
импрессионизм во французском пейзаже: К.Моне, К.Писсарро, А.Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом
воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и
воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их
в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский — Дж. Уистлер,
немецкие — М.Либерман, Л.Коринт, русские — К.А.Коровин, И.Э.Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме
восприняли скульпторы (французский — О. Роден, итальянский — М.Россо, русский — П.П.Трубецкой). Для музыкального импрессионизма кон.
19 — нач. 20 вв. (во Франции — К.Дебюсси, отчасти М.Равель, П.Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи,
характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и
гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней
трети 19 в., русской поэзии нач. 20 в. (К.Гамсун в Норвегии, И.Ф.Анненский в России и др.).
Инкарнат - цвет тела в живописи.
Инкрустация – декорировка изделий и зданий изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т.д.,
которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету и материалу. Иногда материалы одинаковы: дерево по дереву (интарсия),
металл по металлу (насечка), камень по камню.
Инсталляция (от английского installation, буквально установка) - прием художественной экспозиции, благодаря которому
произведение или их совокупность активно распространяется в пространстве, уподобляясь развитой сценической конструкции, занимающей
нередко целые залы; современное творение, преимущественно не являющееся живописью, графикой или скульптурой, а составным объектом из
конкретных элементов пространства, вещей. Термин стал широко использоваться в 1970-е и 1980-е годы.
Инталия (от итальянского intaglio - резьба) - резной камень (гемма) с углубленным изображением, служили главным образом печатями
(появились в 4-м ысячелетии до н. э. в странах Древнего Востока, распространились в период античности).
Интарсия (от итальянского intarsio - инкрустация) - вид инкрустации на деревянных предметах: фигурные изображения или узоры из
пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в поверхность деревянного предмета. Наивысшего расцвета достигла в Италии в
XV веке.
Интердисциплинарные формы постмодернизма - видео-арт, инсталляция, эйнвайронмент, хэппенинг и другая творческая активность,
возникающая в процессе взаимодействия различных видов искусства.
Иппический жанр (от греческого hippos - лошадь) - вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение
лошади.
Искусствознание, искусствоведение - в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру
в целом и отдельные виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности развития, роль в
истории общественного сознания, взаимосвязи и с другими явлениями культуры, весь комплекс вопросов содержания и формы художественных
произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствоведение
в узком и наиболее употребительном смысле, то есть науку о пластических или пространственных искусствах. В пределах пластических
искусств решает в принципе те же общие задачи, что и все искусствоведческие науки, и также складывается из трех основных частей:
теории искусств, их истории и художественной критики. В XVI-XVIII вв. появилась история искусства (Дж. Вазари), его теория (И. И.
Винкельман), художественная критика (Д. Дидро). В XIX веке окончательно сформировалась как наука.
Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально
значимым явлениям в истории общества. Основные виды произведений - исторические картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая
скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Часто переплетается с другими жанрами, тесно смыкается с батальным жанром, когда
он раскрывает исторический смысл военных событий. Эволюция жанра во многом обусловлена развитием исторических мировоззрений,
социально-политических взглядов, а периоды его подъема связаны с усилением социальных конфликтов, возникновением общественных и
революционных движений, ростом классового и национального самосознания, со стремлением воплотить в искусстве и донести до зрителя
передовые общественные идеалы. Зачатки жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях
соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Жанр сформировался в эпоху Возрождения, а в его современном виде - вместе с развитием
научных взглядов на историю в XVIII-XIX вв.
Исфаханская школа - школа миниатюры, сложившаяся на рубеже XVI-XVII вв. при дворе шаха Аббаса I (в Исфахане, Иран). Главным
средством выражения стал каллиграфически отточенный виртуозный рисунок (тончайшая проработка деталей и обилие золота) с легкой
подцветкой, придающей фигурам пластическую объемность и живость (миниатюры на отдельных листах, собираемых в альбомы).
|
|
|
|
|
|
|
|
|