|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью
идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой
доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные,
мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.
Энциклопедический словарь
Минаи - тип художественной керамики из высококачественной высококремнезёмистой светлой массы с полихромной кистевой росписью
легкоплавкими эмалями поверх обожженной кремовой или бирюзовой непрозрачной глазури. Изготавливалась в Иране в XII - начале XIII вв.
Миниатюра (франц. miniature от лат. minium - киноварь, сурик) - художественное произведение (обычно живописное) малых размеров,
отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрами назывались выполненные гуашью, акварелью и др. красками
иллюстрации, инициалы, заставки и т. п. в рукописных книгах. Искусство книжной миниатюры достигло высокой степени совершенства в
средневековой европейской, ближневосточной, среднеазиатской, иранской и индийской культуре. Название "миниатюра" перешло и на живопись
(главным образом портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте, картоне, бумаге, металле, фарфоре, нередко на бытовых
предметах - табакерках, часах, перстнях.
Минимализм - направление авангардизма 1960-х - начала 1970-х гг. Произведения, созданные в этом стиле, отличает намеренная
простота формы, которая зачастую сведена к элементарным геометрическим контурам, а также колористический лаконизм.
«Мир искусства» - русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. на основе кружка молодых художников и
любителей искусства во главе с Н. А. Бенуа и С. П. Дягилевым. Мировоззренческие установки деятелей "Мира искусства" во многом
определялись острым неприятием антиэстетизма современного общества, стремлением противопоставить ему "вечные" духовные и художественные
ценности. Признание общественной роли художественного творчества, призванного по мысли теоретиков объединения, эстетически
преобразовать окружающую действительность, сочеталось у них с идеалом "свободного", или "чистого", искусства; декларируя его
независимость, они отвергали как академизм, так и творчество передвижников, выступали с критикой русских революционных демократов и
концепций В. В. Стасова. Существовало до 1904 г., в расширенном составе в 1910-1924 гг. Основное ядро: Л. С. Бакст, М. В. Добужинский,
Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов. После 1904 г. в идейных и эстетических взглядах ведущих художников объединения
происходят существенные изменения. Некоторые художники выступают как мастера политической сатиры. Происходит отмежевание от крайне
левых течений в русском искусстве, высказыванием в пользу регламентации художественного творчества, активизацией театральной
деятельности и пропаганды современного русского искусства за границей.
Многослойная живопись - разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов:
подмалевок, прописи, лессировка. Эти этапы разделяются перерывами для полного просыхания краски.
Могольская школа миниатюры - одна из основных школ индийской средневековой живописи; развивалась при дворе Великих Моголов.
Стиль могольской школы сложился на основе местных традиций, под влиянием миниатюры Ирана и Средней Азии, а также под некоторым
воздействием европейской живописи и графики. Ранний этап развития могольской школы связан с творчеством приглашённых в Индию
художников Мир Сеида Али из Тебриза и Абд ас-Самада из Шираза, под руководством которых во 2-й половине 16 в. работала большая группа
художников. Для миниатюр 2-й половины 16 - начало 17 вв. характерны стремление к точному следованию тексту, документализм, интерес к
конкретной личности. Насыщенные действием многофигурные композиции развёрнуты планами на условно-декоративном пейзажном фоне
("Бабур-наме", конец 16 в., Музей искусства народов Востока, Москва). Постепенно миниатюра приобретает станковый характер, вводятся
полутона. В 1-й четверти 17 в. основным жанром становится портрет; подчёркнутая индивидуализация, а иногда и психологическая
характеристика портретируемого контрастирует со схематизмом и каноничностью композиции. Во 2-й четверти 17 в. развивается
анималистический жанр; изображения цветов, зверей, птиц отличаются достоверностью. В миниатюрах 18 в. утрачиваются реалистические
черты, преобладают сухость, безжизненность. Традиции могольской школы были восприняты миниатюристами северных районов Индии и Декана.
Модернизм - направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся разрывом с историческим опытом художественного
творчества, стремлением утвердить новые начала искусства, условностью стиля, непрерывным обновлением художественных форм. Модернизм
объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм,
сюрреализм, абстракционизм, поп-арт.
|
|
|
|
|
|
|
|
|