|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью
идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой
доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные,
мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.
Энциклопедический словарь
Классицизм (от латинского classicus - образцовый) - художественный стиль в европейском искусстве XVII- начала XIX вв., одной из
важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Сложился во Франции в XVII
веке, отразив подъем абсолютизма. В XVIII веке был связан с Просвещением и выразил гражданские идеалы, буржуазно-революционные
устремления. Основывался на идеях философии рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной
природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов (главные темы -
конфликт общественных и личных начал, долга и чувства), к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. В архитектуре
(Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров,
К. И. России в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором.
Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во
Франции, скульпторы И. Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов,
скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции,
четким разграничением планов в скульптуре и живописи, ведущей ролью плавного обобщенного рисунка, в графике тяготеющего к чистой
линеарности.
Клеевая живопись - живопись, в которой связующим веществом для красок служит клей. В 20 в. используется главным образом для
декоративных панно и театральных декораций, в оформительском искусстве.
Клеевые краски - один из древнейших материалов, который наряду с красками на естественных эмульсиях применялся в стенописи в
течение многих тысяселетий. В качестве связующего этих красок используется главным образом животный и растительный клеи.
Клуазонизм (от франц. cloison - перегородка) - термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую
манеру письма, разработанную Э. Бернаром и Л. Анкетеном в 1887 году, воспринятую П. Гогеном и ставшую основой живописного "синтетического"
символизма. Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с
изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в
эмалях пластинками или в витражах - свинцовыми красками. Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые
придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного
пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (П. Гоген "Видение после проповеди", 1888). Очень близок клуазонизм
синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.
Ковка - способ художественной обработки металла в холодном или горячем состоянии давлением (при помощи молота или пресса);
произведения декоративно-прикладного искусства, изготовленные этим способом. Известна с древнейших времен. Древние металлурги ковали
сыродутное железо, медь, серебро и золото. В средние века кузнечное ремесло достигло высокого расцвета (с тончайшими деталями
отковывались ворота, двери, решетки, замки, чаши, оружие и т. д.). Украшалась насечкой, просечным или рельефным узором, росписью.
В XV-XIX вв. выполнены многие замечательные фонари, ограды, решетки, ворота (в Версале, Петербурге, Царском селе).
Коллаж (франц. collage, букв. — наклеивание), Прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо
основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.
Колорит – система соотношений цветовых тонов, преимущественно в живописи. Исторически сложились две тенденции. 1 - применение
ограниченного числа, а также локальных цветов, часто с символическим их значением. 2 - полная передача цветовой картины мира,
пространства и света. По характеру цветовых сочетаний – спокойный или напряженный, холодный или теплый, светлый или темный, яркий или
блеклый.
Композиция (от лат. compositio - составление). Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием,
характером и назначением, во многом определяющее его восприятие. Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и
его соотношение с внешней средой. В живописи - распределение предметов и фигур в пространстве, соотношение объемов, света, тени, пятен.
Типы: статичная и динамичная, "открытая" и "закрытая".
|
|
|
|
|
|
|
|
|