Канон выражает красоту обожённого мира, в котором отразилась красота Божия, и поэтому канон объективен, ибо существуют объективные
законы красоты, к постижению которых призвано искусство. Путь к Богу через канон - это путь к воцерковлённости и гармонии. Всякое искусство претерпевает кризис,
если перестаёт постигать канон как бесконечно разнообразные, но единые правду и красоту Божий. Претерпевает энтропию и человек как личность. Душа, отходящая
от канонических - прямых, заповеданных Богом - путей, страдает, умирает. Вспомним слова Иоанна Предтечи: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»
(Мф 3: 3). Он, будучи учителем покаяния, исправления, знал, что Дух дышит, где хочет, даже в грешниках, но призывал всех к закономерным, каноническим путям,
на которых благодать Божия может действовать беспрепятственно.
Савл, искренний борец за чистоту веры - в его представлении - и до обращения в апостола Павла стремился к гармонии с правдой Божией,
приводящей к каноническому строю жизни. И в преподобной Марии Египетской, и в благоразумном разбойнике оказалась эта искра стремления к Истине. Эта искра
позволила им воспринять благодать, самим сделать шаг к каноничности, к иконности, к гармонии с Богом.
Канон и иконность
Канон освобождает от всего, что пленяет, искажает, скрывает иконность. Постижение канона равнозначно движению к иконности. В том,
как и насколько по-разному святые преображают жизнь в житие, открываются содержание канона и формы иконности. Жизнь Церкви, строящаяся Духом Святым по канону,
таким образом выявляет свою иконность каждому из нас. Канон и свобода - Благодать, которая никогда не подвергает насилию человеческую волю, при свободном
исполнении канона свободно живёт и действует в человеке, содействуя его творчеству. Ступени отпадения от канона - скованность, ущербность, искажённость жизни
и творчества, болезни, прекращение благодатного творчества, хаос, бессмыслица, абсурд, смерть души в живом теле, сопровождающаяся повреждением внутреннего и
окружающего мира, смерть тела, пребывание души вне Бога. Канон способен возвращать из этого мрака к свету, к реальности Божьего мира. Суть возвращения - в жизни
по заповедям Христовым. Каноничность станет следствием свободного их исполнения. Это «благое иго» и «лёгкое бремя» Христовы.
Пока человек не свободен, канон кажется ему странным, обременительным, необязательным и условным. Пока не укоренён в жизни во Христе,
в Его заповедях - не укоренён и в каноне, который воспринимается как парадокс, оттого что противостоит неосознанному подчас согласию на неканоничность.
Многие наши душевные нестроения и профессиональные неудачи проистекают из того, что человек недостаточно задумывается над значением для
него и для мира канона как целого. Христос, исполнивший закон как должно, вдохнувший в него свободу и любовь, перестал в наш век ощущаться и осознаваться мерой
всего мира. Мы не ищем канона жизни и мира во Христе, и этим участвуем в проявлении неканоничности, так часто доходящей до всестороннего абсурда. Это та «чёрная
дыра», к которой нельзя приближаться. Отвергая абсурд и хаос, мы можем обрести свободу в каноне, ведущую к Богу. Содержание канона выявляется при совместном
решении антропологических и экклезиологических проблем. Всестороннее исследование понятия канона как такового необходимо для верного понимания иконописного
канона. Подводя итоги, кратко обобщаем вышеназванные положения. Канон - совокупность закономерностей воздействия Божией благодати на человека, а через него -
на христианскую культуру, на человечество, на всё творение, постепенно выявляемых Церковью при единении даров Святого Духа со свободной человеческой волей.
Эстетика и иконоведение Одно из ключевых понятий эстетики - красота. Каково же её место в иконоведении? Выраженные словом догматические, канонические, богословские
представления об иконе дадут лишь её схему. Исполнив формально требования, мы ещё необязательно создадим икону, ибо там, где нет красоты, нет и образа Божия.
Но какой должна быть эта красота и какая она на самом деле? По слову святителя Иоанна Златоуста, «Красота там, где Дух Святый». В силу этого красота Божия -
категория не только эстетики, но и онтологии, которая первична по отношению к эстетике. Поэтому при рассмотрении любых церковных образов: икон, утвари,
облачений, настенных росписей, самих храмов, недопустимо ограничиваться только эстетическими категориями. Всё, что создаётся в Церкви, призвано быть прекрасным,
а стало быть, - становиться произведением искусства. Но церковный образ не вмещается в понятие «произведение искусства», а всегда должен быть соразмерен глубине
понятия церковной святыни.
Для чего нам сегодня иконописание
Каждый христианин, получивший Дар Святого Духа в таинстве Крещения, призван являть образ Божий - быть чадом Божиим, со-творцом Ему.
Церковь живёт во времени, и каждой эпохе единый и неизменный Бог является по-своему: «Се, творю всё новое» (Откр 21:5). Оттого и в иконе всегда находились и
находятся новые, соответствующие времени формы отображения откровения Божия. Оттого мы безошибочно различаем иконы времён домонгольской Руси, преподобного
Сергия, Дионисия. Это же верно и в отношении разных стран, народов, церквей. В единой Церкви Христовой каждый народ, каждая поместная Церковь, обладающая
полнотой благодати, по-своему отвечает на Откровение Божие. Иконописное творчество, богословие в красках не должно замирать ни в одной стране, ни в одну эпоху.
Творчество - изначальный и вечный признак жизни Церкви - в иконописании проявляется непосредственно. Икона - откровение красоты Божией - способна воздействовать
сильнейшим образом на всё существо человека, изменяя его, причащая к красоте и иконности в целом. Сегодня, как никогда, необходимо свидетельство того, чем
обладает Церковь, имеющая неисчерпаемый источник творчества в Боге, Который есть Любовь и Красота.