секция художников
         монументально - декоративного искусства
    московского союза художниковRambler's Top100
Виртуальная галерея


Секция художников
монументально-
декоративного
искусства
Товарищество
живописцев
Ассоциация
художников
графических искусств
Объединение
московских
скульпторов
Гильдия
художественного
проектирования
Ассоциация
художников театра,
кино и телевидения
Ассоциация
художников
декоративных искусств
Товарищество
плакатистов
Секция критики и
искусствоведения

ПЛАН ВЫСТАВОК
СХ МДИ МСХ

Сегодня

ЦЕРКОВНОЕ
ИСКУССТВО

Икона дня

СТАТЬИ/ОБЗОРЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 

АРТ ФОРУМ

Московские живописцы

Музеи России

Ассоциация искусствоведов(АИС)

Rambler's Top100

Находится в каталоге Апорт

 
Яndex
 
 
 

ИСКУССТВО в
АРХИТЕКТУРЕ

   • Роспись
   • Мозаика
   • Витражи
   • Маркетри
и интарсия
   • Сграффито
   • Гобелен
   • Металл
   • Керамика
   • Объемные
композиции
   • Инсталляции
   • Арт-объекты
   • Монументы






Недвижимость на Черноморском побережье Болгарии
 


МОНУМЕНТАЛИСТЫ МОСКВЫ

Церковное искусство




    Канон выражает красоту обожённого мира, в котором отразилась красота Божия, и поэтому канон объективен, ибо существуют объективные законы красоты, к постижению которых призвано искусство. Путь к Богу через канон - это путь к воцерковлённости и гармонии. Всякое искусство претерпевает кризис, если перестаёт постигать канон как бесконечно разнообразные, но единые правду и красоту Божий. Претерпевает энтропию и человек как личность. Душа, отходящая от канонических - прямых, заповеданных Богом - путей, страдает, умирает. Вспомним слова Иоанна Предтечи: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф 3: 3). Он, будучи учителем покаяния, исправления, знал, что Дух дышит, где хочет, даже в грешниках, но призывал всех к закономерным, каноническим путям, на которых благодать Божия может действовать беспрепятственно.
    Савл, искренний борец за чистоту веры - в его представлении - и до обращения в апостола Павла стремился к гармонии с правдой Божией, приводящей к каноническому строю жизни. И в преподобной Марии Египетской, и в благоразумном разбойнике оказалась эта искра стремления к Истине. Эта искра позволила им воспринять благодать, самим сделать шаг к каноничности, к иконности, к гармонии с Богом.

Канон и иконность

    Канон освобождает от всего, что пленяет, искажает, скрывает иконность. Постижение канона равнозначно движению к иконности. В том, как и насколько по-разному святые преображают жизнь в житие, открываются содержание канона и формы иконности. Жизнь Церкви, строящаяся Духом Святым по канону, таким образом выявляет свою иконность каждому из нас. Канон и свобода - Благодать, которая никогда не подвергает насилию человеческую волю, при свободном исполнении канона свободно живёт и действует в человеке, содействуя его творчеству. Ступени отпадения от канона - скованность, ущербность, искажённость жизни и творчества, болезни, прекращение благодатного творчества, хаос, бессмыслица, абсурд, смерть души в живом теле, сопровождающаяся повреждением внутреннего и окружающего мира, смерть тела, пребывание души вне Бога. Канон способен возвращать из этого мрака к свету, к реальности Божьего мира. Суть возвращения - в жизни по заповедям Христовым. Каноничность станет следствием свободного их исполнения. Это «благое иго» и «лёгкое бремя» Христовы.
    Пока человек не свободен, канон кажется ему странным, обременительным, необязательным и условным. Пока не укоренён в жизни во Христе, в Его заповедях - не укоренён и в каноне, который воспринимается как парадокс, оттого что противостоит неосознанному подчас согласию на неканоничность.
    Многие наши душевные нестроения и профессиональные неудачи проистекают из того, что человек недостаточно задумывается над значением для него и для мира канона как целого. Христос, исполнивший закон как должно, вдохнувший в него свободу и любовь, перестал в наш век ощущаться и осознаваться мерой всего мира. Мы не ищем канона жизни и мира во Христе, и этим участвуем в проявлении неканоничности, так часто доходящей до всестороннего абсурда. Это та «чёрная дыра», к которой нельзя приближаться. Отвергая абсурд и хаос, мы можем обрести свободу в каноне, ведущую к Богу. Содержание канона выявляется при совместном решении антропологических и экклезиологических проблем. Всестороннее исследование понятия канона как такового необходимо для верного понимания иконописного канона. Подводя итоги, кратко обобщаем вышеназванные положения. Канон - совокупность закономерностей воздействия Божией благодати на человека, а через него - на христианскую культуру, на человечество, на всё творение, постепенно выявляемых Церковью при единении даров Святого Духа со свободной человеческой волей. Эстетика и иконоведение Одно из ключевых понятий эстетики - красота. Каково же её место в иконоведении? Выраженные словом догматические, канонические, богословские представления об иконе дадут лишь её схему. Исполнив формально требования, мы ещё необязательно создадим икону, ибо там, где нет красоты, нет и образа Божия. Но какой должна быть эта красота и какая она на самом деле? По слову святителя Иоанна Златоуста, «Красота там, где Дух Святый». В силу этого красота Божия - категория не только эстетики, но и онтологии, которая первична по отношению к эстетике. Поэтому при рассмотрении любых церковных образов: икон, утвари, облачений, настенных росписей, самих храмов, недопустимо ограничиваться только эстетическими категориями. Всё, что создаётся в Церкви, призвано быть прекрасным, а стало быть, - становиться произведением искусства. Но церковный образ не вмещается в понятие «произведение искусства», а всегда должен быть соразмерен глубине понятия церковной святыни.

Для чего нам сегодня иконописание

    Каждый христианин, получивший Дар Святого Духа в таинстве Крещения, призван являть образ Божий - быть чадом Божиим, со-творцом Ему. Церковь живёт во времени, и каждой эпохе единый и неизменный Бог является по-своему: «Се, творю всё новое» (Откр 21:5). Оттого и в иконе всегда находились и находятся новые, соответствующие времени формы отображения откровения Божия. Оттого мы безошибочно различаем иконы времён домонгольской Руси, преподобного Сергия, Дионисия. Это же верно и в отношении разных стран, народов, церквей. В единой Церкви Христовой каждый народ, каждая поместная Церковь, обладающая полнотой благодати, по-своему отвечает на Откровение Божие. Иконописное творчество, богословие в красках не должно замирать ни в одной стране, ни в одну эпоху. Творчество - изначальный и вечный признак жизни Церкви - в иконописании проявляется непосредственно. Икона - откровение красоты Божией - способна воздействовать сильнейшим образом на всё существо человека, изменяя его, причащая к красоте и иконности в целом. Сегодня, как никогда, необходимо свидетельство того, чем обладает Церковь, имеющая неисчерпаемый источник творчества в Боге, Который есть Любовь и Красота.


<< Назад  



Репортаж с выставки "Восстанавливаем храмы России" >>>
 
 
   



   
 
101000, Москва, Старосадский пер., дом 5. Тел./факс: +7 (495) 625 5573
ГЛАВНАЯ | ХУДОЖНИКИ | ГОСТЕВАЯ | МУЗЕЙ | ССЫЛКИ | КОНТАКТЫ