секция художников
         монументально - декоративного искусства
    московского союза художниковRambler's Top100
Виртуальная галерея


Секция художников
монументально-
декоративного
искусства
Товарищество
живописцев
Ассоциация
художников
графических искусств
Объединение
московских
скульпторов
Гильдия
художественного
проектирования
Ассоциация
художников театра,
кино и телевидения
Ассоциация
художников
декоративных искусств
Товарищество
плакатистов
Секция критики и
искусствоведения

ПЛАН ВЫСТАВОК
СХ МДИ МСХ

Сегодня

ЦЕРКОВНОЕ
ИСКУССТВО

Икона дня

СТАТЬИ/ОБЗОРЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 

АРТ ФОРУМ

Московские живописцы

Музеи России

Ассоциация искусствоведов(АИС)

Rambler's Top100

Находится в каталоге Апорт

 
Яndex
 
 
 

ИСКУССТВО в
АРХИТЕКТУРЕ

   • Роспись
   • Мозаика
   • Витражи
   • Маркетри
и интарсия
   • Сграффито
   • Гобелен
   • Металл
   • Керамика
   • Объемные
композиции
   • Инсталляции
   • Арт-объекты
   • Монументы






Недвижимость на Черноморском побережье Болгарии
 


МОНУМЕНТАЛИСТЫ МОСКВЫ

Церковное искусство




    Приведём высказывание Л. А. Успенской: «Закон требует только послушания. Канон - сотрудничества, синергии с Богом. Само Священное Предание облекается в форму канона, когда речь идёт о человеческом творчестве, если понимать предание как водительство Церкви Духом Святым». Мы строим наши размышления о каноне, разграничивая понятия.
    Канон и Церковное Предание Для постижения канона необходимо постижение Священного Писания и Предания во всё большей полноте и цельности, а не начётничество; молитва, а не вычитывание правил; при иконописании - обучение рисованию и живописи на примерах святых икон, а не запоминание отдельных приёмов. История Церкви даёт нам примеры канонических образов - это жития святых и плоды их жизни. Следовательно, в Предании можно найти ответы и на вопросы о каноне, о его принципах, о верном и неверном к нему отношении.

Канон и Закон

    Закон - предтечей стал и слугой Благодати и истине, истина же и Благодать - слуга веку будущему жизни нетленной. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати Одно из неверных отношений к канону - законническое. Можно вспомнить категоричное предупреждение Спасителя: «Берегитесь закваски фарисейской» (Мф 16: б) - это сказано именно о законничестве, искажающем Закон Божий. Когда человек живёт и творит по канону, он в свободе Святого Духа, даруемой Богом Отцом через Христа, - в той свободе, которой не могли и не могут принять законники. По словам апостола Павла, «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5: 22). «Закон - мера заградительная. Канон - лишь отчасти, но главным образом - строительная норма. Благодаря ему иконописцы самого разного уровня создают иконы во всех смыслах, независимо от своих индивидуальных качеств. Конечно, как и во всём, есть великие мастера и ремесленники. Но все они, отказавшись от собственного языка, говорят языком Церкви, и тем не только сами обогащаются, но творят иконы, а не подражание им» (из письма Л. А. Успенской). Если человек следует только закону, его духовная личность не раскрывается, - он стремится развивать лишь свою индивидуальность, а закон и канон кажутся ему препятствиями. Канон же направлен на развитие не индивидуальности, но прежде всего личности. Индивидуальность -форма человеческой, творческой самодостаточности. Развитие личности возможно при связи души с Богом, на её пути к обожению, что и даёт самое подлинное, высшее творчество, поскольку это уже со-творчество человека и Бога. Приводя свою жизнь и творчество к Богу через канон, вводя их в определённые ритмы, мы освобождаемся; полными, благодатными становятся жизнь и творчество. Это - свобода внутри канона. Постигая канон, мы осваиваем иерархию ценностей, приближающую нас к Богу.

Канон и традиция

    Канон не сформулирован всесторонне, поскольку не явлен нам до конца, но он есть, живёт в жизни Церкви, выражается в конкретных формах и плодах церковной культуры. И они своей уникальностью не разрушают традицию. Частными выражениями канона являются традиции, уставы, школы, стили. Замыкаясь на частностях, не увидишь, не поймёшь целого. Путь только к традиции может стать сектантским. Как немыслимо вычленение тех или иных заповедей из Писания для избирательного их исполнения их, так немыслимо и вычленение отдельных традиций в ущерб полноте канона. Канон проявляется в церковных традициях, но они ни в отдельности, ни в сумме, явленной нам в настоящее время, не тождественны канону. В будущем обязательно появятся новые канонические традиции. Традиции бывают канонические - выражающие канон, неканонические - посторонние канону, и антиканонические - враждебные ему. Есть иконы традиционные, но неканонические, и не все из них истинны, несмотря на свою традиционность и древность (например, иконографии: «Бог Саваоф»,«Отечество»). Не традиция освящает образ, а правда Божия, если она догматически точно в нём выражена. Тогда и новый, нетрадиционный образ становится каноничным. Те традиции, которые пребывают в правде Божией, оживают и развиваются, не отказываясь от новых форм, но принимая их в себя.
    Возрождение традиции без освоения её символического смысла не вводит творчество в рамки канона. Оно может привести лишь к стилизации, к обрядоверию, поэтому и церковному обществу, и каждому его члену (не только художнику) следует стремиться не к возрождению отдельных традиций, а к выявлению канона и к построению сознания, творчества и всей жизни по канону. Это и есть творческий подход к Преданию, способствующий рождению новых и новых традиций. Если традиция помогает воспринять канон, она необходима, и разрушать её нельзя.

Канон и гармония

    Канон выявляет объективную истину благоустроения мира Божия, воспринимаемую как гармония. Каноничность и гармония во всей полноте были присущи Божьему миру изначально: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1: 31). Человеку, потерявшему гармонию с Богом и миром при грехопадении, сначала был дан Богом закон как фундамент каноничности, а затем Христос восстановил Собою гармонию человека и Бога.

<< Назад Далее >>

Репортаж с выставки "Восстанавливаем храмы России" >>>
 
 
   



   
 
101000, Москва, Старосадский пер., дом 5. Тел./факс: +7 (495) 625 5573
ГЛАВНАЯ | ХУДОЖНИКИ | ГОСТЕВАЯ | МУЗЕЙ | ССЫЛКИ | КОНТАКТЫ