Приведём высказывание Л. А. Успенской: «Закон требует только послушания. Канон - сотрудничества, синергии с Богом.
Само Священное Предание облекается в форму канона, когда речь идёт о человеческом творчестве, если понимать предание как водительство Церкви Духом Святым».
Мы строим наши размышления о каноне, разграничивая понятия.
Канон и Церковное Предание Для постижения канона необходимо постижение Священного Писания и Предания во всё большей
полноте и цельности, а не начётничество; молитва, а не вычитывание правил; при иконописании - обучение рисованию и живописи на примерах святых икон, а не
запоминание отдельных приёмов. История Церкви даёт нам примеры канонических образов - это жития святых и плоды их жизни. Следовательно, в Предании можно
найти ответы и на вопросы о каноне, о его принципах, о верном и неверном к нему отношении.
Канон и Закон
Закон - предтечей стал и слугой Благодати и истине, истина же и Благодать - слуга веку будущему жизни нетленной. Митрополит Иларион.
Слово о Законе и Благодати Одно из неверных отношений к канону - законническое. Можно вспомнить категоричное предупреждение Спасителя: «Берегитесь закваски
фарисейской» (Мф 16: б) - это сказано именно о законничестве, искажающем Закон Божий. Когда человек живёт и творит по канону, он в свободе Святого Духа,
даруемой Богом Отцом через Христа, - в той свободе, которой не могли и не могут принять законники. По словам апостола Павла, «плод же духа: любовь, радость,
мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5: 22). «Закон - мера заградительная. Канон - лишь отчасти,
но главным образом - строительная норма. Благодаря ему иконописцы самого разного уровня создают иконы во всех смыслах, независимо от своих индивидуальных
качеств. Конечно, как и во всём, есть великие мастера и ремесленники. Но все они, отказавшись от собственного языка, говорят языком Церкви, и тем не только
сами обогащаются, но творят иконы, а не подражание им» (из письма Л. А. Успенской). Если человек следует только закону, его духовная личность не раскрывается,
- он стремится развивать лишь свою индивидуальность, а закон и канон кажутся ему препятствиями. Канон же направлен на развитие не индивидуальности, но прежде
всего личности. Индивидуальность -форма человеческой, творческой самодостаточности. Развитие личности возможно при связи души с Богом, на её пути к обожению,
что и даёт самое подлинное, высшее творчество, поскольку это уже со-творчество человека и Бога. Приводя свою жизнь и творчество к Богу через канон, вводя их
в определённые ритмы, мы освобождаемся; полными, благодатными становятся жизнь и творчество. Это - свобода внутри канона. Постигая канон, мы осваиваем иерархию
ценностей, приближающую нас к Богу.
Канон и традиция
Канон не сформулирован всесторонне, поскольку не явлен нам до конца, но он есть, живёт в жизни Церкви, выражается в конкретных
формах и плодах церковной культуры. И они своей уникальностью не разрушают традицию. Частными выражениями канона являются традиции, уставы, школы, стили.
Замыкаясь на частностях, не увидишь, не поймёшь целого. Путь только к традиции может стать сектантским. Как немыслимо вычленение тех или иных заповедей из
Писания для избирательного их исполнения их, так немыслимо и вычленение отдельных традиций в ущерб полноте канона. Канон проявляется в церковных традициях,
но они ни в отдельности, ни в сумме, явленной нам в настоящее время, не тождественны канону. В будущем обязательно появятся новые канонические традиции.
Традиции бывают канонические - выражающие канон, неканонические - посторонние канону, и антиканонические - враждебные ему. Есть иконы традиционные, но
неканонические, и не все из них истинны, несмотря на свою традиционность и древность (например, иконографии: «Бог Саваоф»,«Отечество»). Не традиция освящает
образ, а правда Божия, если она догматически точно в нём выражена. Тогда и новый, нетрадиционный образ становится каноничным. Те традиции, которые пребывают
в правде Божией, оживают и развиваются, не отказываясь от новых форм, но принимая их в себя.
Возрождение традиции без освоения её символического смысла не вводит творчество в рамки канона. Оно может привести лишь к стилизации,
к обрядоверию, поэтому и церковному обществу, и каждому его члену (не только художнику) следует стремиться не к возрождению отдельных традиций, а к выявлению
канона и к построению сознания, творчества и всей жизни по канону. Это и есть творческий подход к Преданию, способствующий рождению новых и новых традиций.
Если традиция помогает воспринять канон, она необходима, и разрушать её нельзя.
Канон и гармония
Канон выявляет объективную истину благоустроения мира Божия, воспринимаемую как гармония. Каноничность и гармония во всей полноте
были присущи Божьему миру изначально: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1: 31). Человеку, потерявшему гармонию с Богом и миром
при грехопадении, сначала был дан Богом закон как фундамент каноничности, а затем Христос восстановил Собою гармонию человека и Бога.
Репортаж с выставки "Восстанавливаем храмы России" >>>
|