Заслуженный деятель искусств РСФСР. Живописец, монументалист, виртуоз реалистического портрета. В 1948 блестяще окончил художественный институт им. В.И. Сурикова. Учился у И. Грабаря, П. Покаржевского, В. Фаворской - на живописном факультете, затем у А. Дейнеки - на факультете монументальной живописи. 1947-1952 по приглашению А. Дейнеки преподавал в МИПИДИ. С 1945 – участник выставок.
Известен монументальными росписями Харьковского ж/д. вокзала, ст. м. «Киевская», Музея авиации и космонавтики и др., многофигурными панно для Советских павильонов на Международных выставках в Пекине и Лейпциге. Выполнял государственные заказы на историко-революционные картины, портреты государственных деятелей, военачальников.
Создал галерею образов творческой интеллигенции. Мастер портрета - писал «в холст», без предварительных набросков. Работал также в жанре пейзажа и натюрморта.
Персональные выставки состоялись в Москве в 1968, 1978, 1980 и в 2004 - в ГМИ Востока. Работы хранятся во многих музеях России и ближнего зарубежья, в том числе в ГТГ, ГИМ, ГМИ Узбекистана, ЦМ ВОВ.
СПИСОК ОСНОВНЫХ МОНУМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ
1954 г. – панно для выставки «Воссоединение Украины с Россией» в соавторстве с Горпенко А. А. И Опрышко Г.М., (х./темп., 33 кв.м), Государственный Исторический музей
1943-44 г. - роспись Московского планетария (панно «Наблюдение солнечного затмения в Алма-ате»)
1947 г. - роспись в Центральном Доме пионеров «Праздник победы»
1949 г. - роспись ГИТИСа (2 стены) «Дружба народов», «Слава мастерам искусств»
1950 г. - роспись в Центральном доме Авиации им. Фрунзе (54 фигуры), затем 2-ю роспись там же в 1955 г. – триптих (64 кв.м)
1951 г. - потолок Харьковского ж./д. вокзала (4 плафона аванзала)
1952 г. - 2 росписи для Лейпцигской ярмарки (4х6 кв.м)
1953 г. - 2 плафона в Дворце культуры химиков в г.Воскресенске «Балет» и «Народный танец»
1953 г. – 2 фрески для метро «Киевская» - радиальная
1954 г. - роспись аванзала Советской выставки в Пекине (4 панно, 4х100 кв.м)
1955 г. – роспись стены в Одесском Доме офицеров (4х10 кв.м)
КРИТИКА
Игорь Владимирович Радоман окончил Суриковский институт в 1948 году. На последующие годы пришёлся заметный подъём отечественного монументального искусства. В 50-е годы в этом жанре работали такие классики и новаторы, как А.Дейнека, П.Корин, В.Фаворский, В.Мухина, М.Манизер. Создавались и открывались станции Московского метрополитена, строились новые районы, украшались городские площади и интерьеры общественных зданий.
Ученик И.Грабаря и А.Дейнеки, Игорь Радоман, еще будучи студентом, стал работать как монументалист, выполняя крупные заказы в русле синтеза современной архитектуры и реалистической живописи. Яркий талант живописца с органичным «монументальным» видением проявился в ряде замечательных, отмеченных высоким профессиональным мастерством росписей для общественных зданий – станции метро «Киевская», ГИТИСа им. А. Луначарского, Музея авиации и космонавтики, Харьковского железнодорожного вокзала, Московского планетария, для международных выставок в Лейпциге и Пекине.
Советские праздники и парады, сельские будни, рабочая вахта, апофеоз дружбы народов, покорение неба и персонифицированные символы торжества эпохи… Как правило, Игорь Радоман в основу сюжета своих росписей помещал развернутую многофигурную сцену. Это придавало монументальной работе особую живость, занимательность, будило внимательный интерес рассматривания. Одновременно, требовало концентрации и активного участия всех граней таланта автора – мастерства картинщика, дара портретиста, умения ввести в жанровую сцену фрагменты пейзажа, элементы натюрморта, экспрессивные силуэты архитектурного ландшафта, а, главное, – все это соединить, увязать гармонически и представить в масштабе данного сооружения современного зодчества. Радоман блестяще решал образные, формальные и градостроительные задачи. Кроме того, совершал свое личное динамичное развитие в области композиционной живописи, колоризма, гармонии световоздушной среды. Автор монументальных росписей неизменно достигал пластического многообразия, своеобразной живописной роскоши воплощения.
Можно сказать, что замечательный живописец-станковист И.В. Радоман вышел из виртуозного монументалиста 50-х годов, но правильнее было бы отметить, что монументальное и станковое искусство были полноправными половинами этой цельной творческой личности, только каждой из этих половин суждено было своё время и место, поэтому с 1960-х годов наступил в жизни художника наиболее плодотворный и продолжительный этап портретного творчества, который продолжался до самого конца его земного пути.
Никита Иванов