50 лет назад художники — приверженцы традиционных техник монументально-декоративной живописи: мозаики, росписи, фрески, витража — объединились
и создали секцию монументальной живописи при Московском союзе художников. (На сегодняшний день в ней — более 500 художников).
Казалось бы, что перечисленные техники скорее ассоциируются с церковным зодчеством, но в том и парадокс, что в период советской власти, где-то
с начала 30-х годов, монументальные формы начинают быть востребованы государством. Такие грандиозные сооружения, как Дворец Советов, московское
метро. Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) и прочие не обходились без произведений в техниках, освященных тысячелетней историей.
Корни московских мастеров монументально-декоративного искусства глубоки и обширны. Они сохранили связь с "серебряным веком" русского искусства,
с лучшими национальными традициями русской монументальной живописи. Учителями современных художников стали: Н.М.Чернышёв, В.А.Фаворский,
Л.А.Бруни, Е.Е.Лансере, П.В.Кузнецов, П.Д.Корин, А.А.Дейнека, Г.И.Рублев, Б.П.Чернышёв, К.В.Эдельштейн.
Сохраняя и приумножая пластические возможности мозаики, фрески, витража, художники-монументалисты без потерь художественных качеств, вписались
в постсталинский период — вторую половину XX века. Их рукотворные произведения эмоционально скрашивали индустриальную типовую архитектуру.
Объектами приложения труда художников: театры, дворцы культуры, гидросооружения и прочее, Московские монументалисты работали по территории
всего бывшего СССР, также и за его рубежами. Художниками секции, в частности, было украшено множество станций московского метро.
Настоящая выставка, конечно, не может показать весь объем созданного художниками. Но главное, что к сегодняшнему дню сохранены традиционные
техники монументальной живописи и традиционное для московской школы мастерство.
В наше время художники-монументалисты с успехом работают над восстановлением храмов, украшают вновь возводимые здания — гостиницы, спорткомплексы,
офисы, частные дома.
Помимо фотографий произведений, связанных с архитектурой того или иного здания, на выставке представлены фрагменты в материале, станковые
картины, графика и скульптура.
Особо надо выделить экспонат, условно обозначенный как «Доска почета». Это художники — члены секции, которые не только своим творчеством, но и
плодотворной общественной деятельностью заслужили признание и известность.
Интерес для зрителей представят и сами материалы, из которых создаются произведения; смальта для мозаики, тонкое и толстое стекло для витража,
натуральные камни (мрамор, змеевик и прочие) для флорентийской мозаики. Фрагменты монументальных произведений в материале позволят увидеть
технологию их создания.
На выставке экспонировались произведения с 30-х годов XX века по 2004 год, как уже ушедших из жизни, так и ныне
плодотворно работающих художников.