|
КУЛАКОВ Вадим Алексеевич
Народный художник РФ
Действительный член РАХ
www.kulakov.monumental-art.ru
«Монументальное» и «станковое» - эти разные области искусства в творчестве Кулакова активно взаимодействуют,
дополняют друг другу. В своей станковой живописи он строит сложные пространственные композиции, органично включая в них фигуры и
предметы. Даже небольшие по размеру, они отмечены монументальностью звучания, обобщенно - декоративным пластическим строем. По признанию
самого художника, он любит заниматься «сложной цветовой аранжировкой холста, угадывать завораживающие метаморфозы тональных и цветовых
сочетаний». Его картины отмечены красотой колорита, контрастами света и тени, музыкальным ритмом построения композиции. Работы
последних лет посвящены жителям маленьких провинциальных городов и деревень России, их будням и праздникам, их неторопливому и несуетному
бытию. В них выражена определенная жизненная философия мастера, в которой свое место занимают вопросы суетного и вечного, земного и
небесного, прошлого и настоящего. На фоне среднерусского пейзажа разворачивается жизнь простого человека с его каждодневными заботами и
делами. Здесь показан не быт, а бытие, не лица, а лики людей, живущих в душевном согласии с самим собой, друг с другом, с окружающей их
природой. Этот мир идеален и возвышен, очищен от всего мелкого и незначительного.
На холстах Кулакова очень много домашних животных, они привносят в них теплоту и жизненную убедительность. В полотнах часто возникает
образ деревенской избы, архитектура которой безупречна по простоте и ясности. Яркие, чистые, звонкие краски, которыми художник пишет
одежду людей, стены и крыши домов, сообщают полотнам светлое, жизнеутверждающее начало.
Отмеченные общим пластическим поиском, картины Кулакова очень разные по настроению и эмоциональной атмосфере. В них есть и тонкая
лиричность («С лошадью»), и мощный драматизм («У колодца»), и глубокая просветленность «Приготовления к празднику» и самих праздников,
будь то Яблочный Спас, Святая Троица или Рождество Христово.
Станковым картинам художника присущ особый строй образного мышления, в чем–то отсылающего нас к традициям русского искусства начала
ХХ века с их интересом к русскому народному искусству. Его картины вызывают сложные ассоциации, открывают для зрителя мир по-новому, с
неожиданной стороны. Кажется, что в своих многофигурных композициях Кулаков балансирует на грани трудно сочетаемого: реальности и
фантазии, света и материи, понятного и зашифрованного. Во многих работах композиция построена на противопоставлении четких ритмов силуэтов
фигур и безграничных пространств, главное место в которых занимает ясное, излучающее свет небо. Силуэты предельно обобщены, это уже
знаки-символы. Люди теряют свою портретность. Они – над-индивидуальны, принадлежат всему роду человеческому.
Художник относится к картине как к сложному визуальному объекту и стремится вызвать отклик в душе зрителя, используя чисто живописные
средства. В натюрмортах В.Кулаков обращается к тихой жизни вещей и предметов. Любимая тема – цветы. Они в вазах на столе, в женских руках,
они «сопровождают» человека по жизни, внося в нее атмосферу праздника, светлой радости и теплоты. Интересна серия «Обнаженных». В каждой
работе – свой композиционный ход, ритм, цвет, особое пространство, наполненное светом, благодаря которым наиболее полно и выразительно
выявляется пластика человеческого тела. В акварелях Кулакова представлена тема карнавала и театра, позволяющая создать динамичный, полный
цветовой экспрессии мир, пронизанный свободной стихией игры. В офортах он стремится выявить сложную архитектонику предметов, неожиданные
свето–тональные отношения и контрасты.
Источник - выставка произведений Вадима Кулакова в Российской Академии Художеств 22.03.2005
|
|