секция художников
         монументально - декоративного искусства
    московского союза художниковRambler's Top100
Виртуальная галерея


Секция художников
монументально-
декоративного
искусства
Товарищество
живописцев
Ассоциация
художников
графических искусств
Объединение
московских
скульпторов
Гильдия
художественного
проектирования
Ассоциация
художников театра,
кино и телевидения
Ассоциация
художников
декоративных искусств
Товарищество
плакатистов
Секция критики и
искусствоведения

ПЛАН ВЫСТАВОК
СХ МДИ МСХ

Сегодня

ЦЕРКОВНОЕ
ИСКУССТВО

Икона дня

СТАТЬИ/ОБЗОРЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 

АРТ ФОРУМ

Московские живописцы

Музеи России

Ассоциация искусствоведов(АИС)

Rambler's Top100

Находится в каталоге Апорт

 
Яndex
 
 
 

ИСКУССТВО в
АРХИТЕКТУРЕ

   • Роспись
   • Мозаика
   • Витражи
   • Маркетри
и интарсия
   • Сграффито
   • Гобелен
   • Металл
   • Керамика
   • Объемные
композиции
   • Инсталляции
   • Арт-объекты
   • Монументы






Недвижимость на Черноморском побережье Болгарии
 
СХ МДИ МСХ Наследие

ЭЛЬКОНИН Виктор Борисович
(1910 - 1994)

- Заслуженный художник РФ,
-Четырехкратный обладатель Первой Премии Московского Союза художников,
- Лауреат премии Совета Министров СССР,
- Ветеран Великой Отечественной войны

www.elkonin.monumental-art.ru


На протяжении своего полувекового творческого пути Виктор Борисович Эльконин работает в искусстве станковом, прикладном и монументальном. Он занимается книжной графикой, фреской, сграффито, мозаикой и гобеленом, пишет натюрморты и пейзажи. Казалось бы, это свидетельствует о разнонаправленности его интересов. Но на самом деле Эльконин работает очень целеустремленно, он ясно видит те внутренние закономерности, которые сближают эти виды искусства, позволяют решать в них общие задачи. В молодости во Вхутеине Эльконин учился на монументальном отделении (1927—1930) у К. Н. Истомина, Л. А. Бруни, В. А. Фаворского, Н. М. Чернышева и П. В. Кузнецова, которые в ту пору разрабатывали проблемы фрески. В 1935 году организовалась Мастерская монументальной живописи. Руководителем ее стал Л.А. Бруни консультантом В.А. Фаворский. К этому времени Эльконин имел уже пятилетний стаж сотрудничества с издательствами как художник книги. Но как только открылась возможность заняться монументальной живописью, он поступил в Мастерскую. Переход от такого камерного вида искусства, как книжная графика, к работе в совершенно других масштабах — к композиции на стене здания, не потребовал от Эльконина принципиальной перестройки. Он был к этому готов. «Бумага имеет много общего со стеной и книга с архитектурой…»,— писал В.А. Фаворский, когда сам от графики пришел к работе над фреской. Задача выразить пространство на плоскости стены, не разрушая ее, аналогична задаче графика, создающего композицию на плоскости белого листа, много общего и в конструктивных приемах художника книги и живописца-монументалист Эльконин, ставший с годами одним из известных мастеров советского монументального искусства, не прекращает работы над книжными изданиями (в частности, его оформление книги В. Незвала «Избранное» было отмечено серебряной медалью в 1960 году). В 1942 году Эльконин был призван в армию. Он находился на фронте до конца Великой Отечественной войны, участвовал в боях за взятие Берлина. Демобилизовавшись, художник снова стал заниматься монументальной живописью, вошел в состав руководителей Мастерской, которая функционировала до 1948 года.

В начале 1950-х годов Эльконин создает ряд монументальных росписей А. Д. Гончаровым, в 1960-х — 1970-х годах он работает над монументальными произведениями вместе с молодыми художниками, которым практически передает уроки В. А. Фаворского. Совместно с А. В. Васнецовым и Н. И. Андроновым он выполняет мозаику на тему революции, помещенную на фасаде кинотеатра «Октябрь» в Москве, совместно с Ю. В. Александровым создает рельеф с мозаикой «Прометей» для дворца культуры Бурштинской ГЭС в Ивано-Франковской области. В 1977 году Элькониным выполнены мозаика для здания Министерства сельского хозяйства («Времена года» и «Русское гостеприимство»). Эльконин — создатель работ большого общественного звучания, предназначенных эстетически формировать окружающую человека среду. Совершенно особой областью, в которой широко развернулись способности Эльконина как монументалиста, являются гобелены для общественных интерьеров. Их цвет и пластика оживляют современные интерьеры, заполненные стандартизированной мебелью, и служат эмоциональным акцентом в пронизанном рационализмом архитектурном пространстве. Увлечение гобеленом началось у Эльконина в 1971 году. Первый гобелен был создан им для здания советского посольства в Пакистане и назывался «Русские города». В следующем году по его эскизу была выткана композиция «1812 год» (находится в здании московской гостиницы «Белград»), а в 1977 году — особенно удавшийся художнику гобелен для здания советского посольства во Франции. В 1960-х — 1970-х годах Эльконин отдает особенно много сил станковой живописи, работает с каким-то новым интересом. В станковой живописи художника выражены существенные качества его пластического мышления, вне которого не рождается ни один тематический замысел его монументальных произведений. Эльконин пишет серии натюрмортов в интерьере, в пейзаже. Они невелики по размеру и выполнены в сдержанной колористической гамме («Бухара», 1957—1974; «Рыбачий берег», 1961 — 1968; «Свет свечи», 1968—1970; «Самовары», 1969—1971; «Стулья», 1970—1973 и др.).

Художник оперирует контрастами света и тени, ритмом освещенных и затененных мест, сочетанием их геометризованных контуров. Все это, на первый взгляд, создает как бы отвлеченный декоративный узор («Открытый буфет», «Натюрморт с камбалой и свечами», «Медные подсвечники»). Но этим не исчерпывается полнота содержания. Преобразуяя впечатление от натуры, Эльконин подчиняет их закономерностям художественного мкра, в котором образ действительности раскрывается через метафору, в котором оживают, одухотворяются обыкновенные вещи. В атмосфере напряженной духовности натюрмортов ведется повествование о человеческих чувствах. Язык этого повествования — захватывающая драматичность столкновения форм, пластичность светотеневых контрастов, неожиданность и новизна ощущения причастности к «тайнам» и «тайникам» пространства. Станковые произведения Эльконина вносят свой вклад в многогранность современной советской живописи.
 
 
   



   
 
101000, Москва, Старосадский пер., дом 5. Тел./факс: +7 (495) 625 5573
ГЛАВНАЯ | ХУДОЖНИКИ | ГОСТЕВАЯ | МУЗЕЙ | ССЫЛКИ | КОНТАКТЫ