|
ЭЛЬКОНИН Виктор Борисович (1910 - 1994)
- Заслуженный художник РФ, -Четырехкратный обладатель Первой Премии Московского Союза художников, - Лауреат премии Совета Министров СССР, - Ветеран Великой Отечественной войны
www.elkonin.monumental-art.ru
На протяжении своего полувекового творческого пути Виктор Борисович Эльконин работает в искусстве станковом, прикладном и монументальном. Он занимается книжной
графикой, фреской, сграффито, мозаикой и гобеленом, пишет натюрморты и пейзажи. Казалось бы, это свидетельствует о разнонаправленности его интересов. Но на
самом деле Эльконин работает очень целеустремленно, он ясно видит те внутренние закономерности, которые сближают эти виды искусства, позволяют решать в них
общие задачи. В молодости во Вхутеине Эльконин учился на монументальном отделении (1927—1930) у К. Н. Истомина, Л. А. Бруни, В. А. Фаворского, Н. М. Чернышева
и П. В. Кузнецова, которые в ту пору разрабатывали проблемы фрески. В 1935 году организовалась Мастерская монументальной живописи. Руководителем ее стал Л.А. Бруни
консультантом В.А. Фаворский. К этому времени Эльконин имел уже пятилетний стаж сотрудничества с издательствами как художник книги. Но как только открылась
возможность заняться монументальной живописью, он поступил в Мастерскую. Переход от такого камерного вида искусства, как книжная графика, к работе в совершенно
других масштабах — к композиции на стене здания, не потребовал от Эльконина принципиальной перестройки. Он был к этому готов. «Бумага имеет много общего со
стеной и книга с архитектурой…»,— писал В.А. Фаворский, когда сам от графики пришел к работе над фреской. Задача выразить пространство на плоскости стены, не
разрушая ее, аналогична задаче графика, создающего композицию на плоскости белого листа, много общего и в конструктивных приемах художника книги и живописца-монументалист
Эльконин, ставший с годами одним из известных мастеров советского монументального искусства, не прекращает работы над книжными изданиями (в частности, его
оформление книги В. Незвала «Избранное» было отмечено серебряной медалью в 1960 году). В 1942 году Эльконин был призван в армию. Он находился на фронте до конца
Великой Отечественной войны, участвовал в боях за взятие Берлина. Демобилизовавшись, художник снова стал заниматься монументальной живописью, вошел в состав
руководителей Мастерской, которая функционировала до 1948 года.
В начале 1950-х годов Эльконин создает ряд монументальных росписей А. Д. Гончаровым, в 1960-х — 1970-х годах он работает над монументальными произведениями
вместе с молодыми художниками, которым практически передает уроки В. А. Фаворского. Совместно с А. В. Васнецовым и Н. И. Андроновым он выполняет мозаику на
тему революции, помещенную на фасаде кинотеатра «Октябрь» в Москве, совместно с Ю. В. Александровым создает рельеф с мозаикой «Прометей» для дворца культуры
Бурштинской ГЭС в Ивано-Франковской области. В 1977 году Элькониным выполнены мозаика для здания Министерства сельского хозяйства («Времена года» и «Русское
гостеприимство»). Эльконин — создатель работ большого общественного звучания, предназначенных эстетически формировать окружающую человека среду. Совершенно
особой областью, в которой широко развернулись способности Эльконина как монументалиста, являются гобелены для общественных интерьеров. Их цвет и пластика
оживляют современные интерьеры, заполненные стандартизированной мебелью, и служат эмоциональным акцентом в пронизанном рационализмом архитектурном пространстве.
Увлечение гобеленом началось у Эльконина в 1971 году. Первый гобелен был создан им для здания советского посольства в Пакистане и назывался «Русские города».
В следующем году по его эскизу была выткана композиция «1812 год» (находится в здании московской гостиницы «Белград»), а в 1977 году — особенно удавшийся
художнику гобелен для здания советского посольства во Франции. В 1960-х — 1970-х годах Эльконин отдает особенно много сил станковой живописи, работает с
каким-то новым интересом. В станковой живописи художника выражены существенные качества его пластического мышления, вне которого не рождается ни один
тематический замысел его монументальных произведений. Эльконин пишет серии натюрмортов в интерьере, в пейзаже. Они невелики по размеру и выполнены в сдержанной
колористической гамме («Бухара», 1957—1974; «Рыбачий берег», 1961 — 1968; «Свет свечи», 1968—1970; «Самовары», 1969—1971; «Стулья», 1970—1973 и др.).
Художник оперирует контрастами света и тени, ритмом освещенных и затененных мест, сочетанием их геометризованных контуров. Все это, на первый взгляд, создает
как бы отвлеченный декоративный узор («Открытый буфет», «Натюрморт с камбалой и свечами», «Медные подсвечники»). Но этим не исчерпывается полнота содержания.
Преобразуяя впечатление от натуры, Эльконин подчиняет их закономерностям художественного мкра, в котором образ действительности раскрывается через метафору,
в котором оживают, одухотворяются обыкновенные вещи. В атмосфере напряженной духовности натюрмортов ведется повествование о человеческих чувствах. Язык этого
повествования — захватывающая драматичность столкновения форм, пластичность светотеневых контрастов, неожиданность и новизна ощущения причастности к «тайнам»
и «тайникам» пространства. Станковые произведения Эльконина вносят свой вклад в многогранность современной советской живописи.
|
|